Сады Старой Руссы
Саженцы Садоводство Ярмарки Старая Русса
Главная » Каталог

Каталог саженцев и посадочного материала «Садов Старой Руссы»

Ржавый лист кружится вырезной и плоский


3 "б" класс школы №74

 

 

 

Осень. Осыпает весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят,

Лишь вдали красуются там, на дне долин

Кисти ярко-красных вянущих рябин.

 

 (Л.Толстой)

 

 

 

 

 

 Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блестело,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

 

 (А.Пушкин)

 

Перед дождем 
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...

(Н. Некрасов)

      Осенью 
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.

 

(А. Фет)

Задрожали листы, облетая 

Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна,
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.
И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна...
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.(А. Фет)

Осень 
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

(К. Бальмонт)

Скучная картина 

 Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!..
(А. Плещеев)

Нивы сжаты, рощи голы 

 Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани. 
(С. Есенин)

1b-klass74school.webnode.ru

Контрольная работа - тест по литературному чтению "Краски Осени"

А 1. Прочитай предложения. Определите, какие явления природы подходят к описанию осени.

1) Застучала за окошком звонкая капель.

2) Потеплел воздух, потемнел и осел снег.

3) На кустах и деревьях пожелтела листва.

4) Около стволов из-под снега поднимаются робкие стрелы зелёной травы.

А 2Какие из данных утверждений соответствуют осеннему периоду?

1) Поспела в лесу земляника.

2) Птицы собираются в стаи и улетают на юг.

3) На снегу лисьи и волчьи следы.

4) Трава выросла высокая – высокая.

А 3. Прочитай отрывки из стихотворений, выбери из них тот, который принадлежит С. Есенину.

1) Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

2) Ласточки пропали

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

3) Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

4) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят…

А 4. Вспомни тест «Осень» С. Аксакова. Определи его жанр.

1) рассказ 3) научная статья

2) стихотворение 4) сказка

В 1. Найдите пару слов, которые рифмуются.

1) Холоднее, крика 3) крика, грустнее

2) холоднее, грустнее 4) грустнее, брусника

В 2Какой из текстов можно отнести к жанру «стихотворение»?

1) В саду уже поселилась осень… Горели тёмным пурпуром клёны…

2) Около леса, как в мягкой постели выспаться можно – покой и простор. Листья

поблекнуть ещё не успели, желты и свежи лежат, как ковёр.

3) Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. По небу плывут серые тучи.

4) Наступило жаркое лето. Дети бегут на речку поплавать в тёплой воде. Поспела в лесу

земляника.

С 1. Прочитай стихотворение: 

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года…

Подберите из приведённых ниже строк окончание:

1) солнечным зовётся 3) грустненьким зовётся

2) пасмурным зовётся 4) осенью зовётся

А 1. Прочитай предложение. Определите, какие явления природы подходят к описанию осени.

1) Подул тёплый свежий ветерок.

2) По опушкам леса растут грибы.

3) Птицы стали строить гнёзда.

4) Дни становятся длиннее, а ночи короче.

А 2. Какие из данных утверждений соответствуют осеннему периоду?

1) С огородов и полей убрали последние овощи.

2) Снег одел деревья в тёплые шубки.

3) Весело распевают птицы.

4) Трава заблестит от росы.

А 3. Прочитай отрывки из стихотворений, выбери из них тот, который принадлежит Л. Яхнину.

1) Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

2) Ржавый лист кружится,

Вырезной и плоский,

И рыжая лисица

Оранжевой полоской

Мелькнула за берёзкой.

3) Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

4) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят…

А 4. Вспомни тест «Стеклянный пруд» С. Образцова. Определи его жанр.

1) рассказ 3) научная статья

2) стихотворение 4) сказка

В 1. Найдите пару слов, которые рифмуются.

1) золотая, на пруду 3) на пруду, стая

2) золотая, на звезду 4) на пруду, на звезду

В 2Какой из текстов можно отнести к жанру «стихотворение»?

1) Я не малое лукошко, а корзинку взял с собой. Я заглядывал под кочки, под берёзовые пни.

2) В саду уже поселилась осень… Горели тёмным пурпуром клёны…

3) Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. По небу плывут серые тучи.

4) Наступило жаркое лето. Дети бегут на речку поплавать в тёплой воде. Поспела в лесу земляника.

С 1. Прочитайте загадку: 

Бежал по топке луговой –

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

Из слов, приведённых ниже, выберите отгадку:

1) дождь 3) луч солнца

2) ветер 4) град

ОТВЕТЫ:

А 1. Прочитай предложение. Определите, какие явления природы подходят к описанию осени.

Ответ: 3) На кустах и деревьях пожелтела листва - 1 балл;

0 баллов – иное другое

А 2Какие из данных утверждений соответствуют осеннему периоду?

Ответ: 2) Птицы собираются в стаи и улетают на юг - 1 балл;

0 баллов – иное другое

А 3. Прочитай отрывки из стихотворений, выбери из них тот, который принадлежит С. Есенину.

Ответ: 3) Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду - 1 балл;

0 баллов – иное другое

А 4. Вспомни тест «Осень» С. Аксакова. Определи его жанр.

Ответ: 1) рассказ - 1 балл;

0 баллов – иное другое

В 1. Найдите пару слов, которые рифмуются.

Ответ: 2) холоднее, грустнее – 2 балла;

0 баллов – иное другое

В 2Какой из текстов можно отнести к жанру «стихотворение»?

Ответ: 2) Около леса, как в мягкой постели выспаться можно – покой и простор. Листья

поблекнуть ещё не успели, желты и свежи лежат, как ковёр - 2 балла;

0 баллов – иное другое

С 1Прочитай стихотворение. Подберите из приведённых ниже строк окончание.

Ответ: 4) осенью зовётся - 3 балла;

0 баллов – иное другое

Вариант 2.

А 1. Прочитай предложение. Определите, какие явления природы подходят к описанию осени.

Ответ: 2) По опушкам леса растут грибы - 1 балл;

0 баллов – иное другое

А 2Какие из данных утверждений соответствуют осеннему периоду?

Ответ: 1) С огородов и полей убрали последние овощи - 1 балл;

0 баллов – иное другое

А 3. Прочитай отрывки из стихотворений, выбери из них тот, который принадлежит Л. Яхнину.

Ответ: 2) Ржавый лист кружится,

Вырезной и плоский,

И рыжая лисица

Оранжевой полоской

Мелькнула за берёзкой - 1 балл;

0 баллов – иное другое

А 4Вспомни тест «Стеклянный пруд» С. Образцова. Определи его жанр. (1 балла)

Ответ: 1) рассказ - 1 балл;

0 баллов – иное другое

В 1. Найдите пару слов, которые рифмуются.

Ответ: 4) на пруду, на звезду - 2 балла;

0 баллов – иное другое

В 2. Какой из текстов можно отнести к жанру «стихотворение»?

Ответ: 1) Я не малое лукошко, а корзинку взял с собой. Я заглядывал под кочки, под берёзовые пни - 2 балла;

0 баллов – иное другое

С 1. Прочитайте загадку. Из слов, приведённых ниже, выберите отгадку. (3 балла)

Ответ: 2) ветер - 3 балла;

0 баллов – иное другое

Результаты: 11 б. – 10 б. – «5»;

9 б. – 8 б. – «4»;

7 б. – 6 б. – «3»;

5 б. и менее – «2»

multiurok.ru

Опорные листы для обучающихся 2 класса по литературному чтению к разделу № 2 "Краски осени"

«КРАСКИ ОСЕНИ»

1. Укажи народные приметы осени.

2. А.Майков «Ос…...нь»

2.1. К какому роду литературы относится это стихотворение? ___________________________

2.2. Что описывает поэт? __________________________________________________________

2.3. Перечитай стихотворение А.Майкова, найди и запиши в каких словах слышится огорчение, а в каких – радость поэта?

2.4. Найди признаки осени в стихотворении:________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5. Какое отношение автора к осени? Любит ли он осень? Докажи строчкой из произведения. Запиши.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.6. Почему автор весел? ________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2.7. Какое главное ощущение, которое возникает при прочтении? _____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.8. Выпиши слово которое помогает представить листья, которые увидел поэт? Как называются такие прилагательные? _______________________________________________

2.9. _______________________________ - это слово, которое определяет предмет, подчёркивая один из его признаков. Например, грустная берёза, яркая речь, задумчивый шелест.

2.10. Выпиши в стихотворения эпитеты ____________________________________________

______________________________________________________________________________.

3. Сергей Есенин «Закруж….лась л…ства з…л…тая….»

3.1. Восстанови стихотворение.

Закружилась листва___________________________________________________________

В _______________________________воде на ______________________________________,

Словно_____________________________лёгкая____________________________________

С _______________________________________летит на ____________________________.

3.2.Дополни предложение.

_____________________________- сопоставление одного предмета (или явления) с другим.

3.3.Найди сравнения и выпиши: _______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4. Заполни пропуски.

Я прочитал стихотворение ___________________________________________ . В этом сти-хотворении автор показал ______________________________________________________

_____________________________________________. Поэт сумел передать______________ ________________________настроение. Это стихотворение вызывает во мне ____________ _________________________чувство, потому что ___________________________________
______________________________________________________________. Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3.5. Подчеркни какого цвета огненные листья? Раскрась так, чтобы у тебя получился огненный кленовый лист.

Зелёные

красные

коричневые

оранжевые

жёлтые

4. Продолжите ряды слов-ассоциаций:

Унылая пора, грустно, ___________________________________________________________.

Краса, яркие краски, ____________________________________________________________.

5. Л. Яхнин «Ос..нь (в) л….су»

5.1.Найди и подчеркни в стихотворении образные выражения.

Ржавый лист кружится,

Вырезной и плоский,

И рыжая лисица

Оранжевой полоской

Мелькнула за берёзкой.

Туманами дымится

Осенний день ненастный.

5.2. Заполни пропуски.

Лист (какой?)____________________________________________________________________.

Лисица (какая?)__________________________________________________________________,

Полоской (какой?)________________________________________________________________.

День (какой?)____________________________________________________________________.

    1. Подчеркни какому человеку дано услышать музыку падающих листьев?

Доброму чуткому умному наблюдательному поэтичному остроумному восторженному.

    1. Сделай иллюстрацию к одному из образных выражений этого произведения, соответствующую средству выразительности.

Используемая литература

1. Технологические карты для работы по комплекту для начальной школы «Перспектива» Литературное чтение 2 класс I полугодие www.1-4.prosv.ru

2. Н.В.Асланина, Т.В.Высотская, Н.В.Поручикова, Ф.Ф.Рахимова, С.Л. Христофорова под редакцией Р.Х.Голуб. Литературный тренажёр. Сборник диагностических и оценочных материалов формирования метопредметных УУД смыслового чтения и работы с текстом учащихся начальных классов. Пыть-Ях, МБОУ СОШ №4, 2016.

3. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова Тетрадь по литературному чтению 4 класс.

4. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Тетрадь по литературному чтению 3 класс.

5. Л.А.Ефросинина Рабочие тетради по литературному чтению для 2 класса.

6. Т.Ю.Коти Литературное чтение 2 класс Творческая тетрадь.

infourok.ru

Материал по чтению (2 класс) на тему: Контрольная работа по чтению

_______________________________

Контрольная работа

Вариант 1

А1. Прочитайте предложения. Определите, какие явления природы подходят к описанию осени.

  1. Застучала за окошками капель.
  2. Потеплел воздух, потемнел и осел снег.
  3. На кустах и деревьях пожелтела листва.
  4. Около стволов из-под снега поднимаются робкие стрелы зелёной травы.

А2. Какие из данных утверждений соответствуют осеннему периоду?

  1. Поспела в лесу земляника.
  2. Птицы собираются в стаи и улетают на юг.
  3. На снегу лисьи и волчьи следы.
  4. Трава выросла высокая-высокая.

А3. Прочитайте отрывки из стихотворений, выберите из них тот, который принадлежит С.Есенину.

  1. Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

  1. Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

  1. Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

  1. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят…

А4. Вспомните текст «Осень» С.Аксакова. Определите его жанр.

  1. Рассказ                                                3) Научная статья
  2. Стихотворение                                        4) Сказка

В1. Найдите пару слов, которые рифмуются.

  1. Холоднее, крика                                        3) крика, грустнее
  2. Холоднее, грустнее                                4) грустнее, брусника

В2. Какой из текстов можно отнести к жанру «стихотворение»?

  1. В саду уже поселилась осень…Горели тёмным пурпуром клёны…
  2. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно – покой и простор. Листья поблекнуть ещё не успели, жёлты и свежи лежат, как ковёр.
  3.  Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. По небу плывут серые тучи.
  4. Наступило жаркое лето. Дети бегут на речку поплавать в тёплой воде. Поспела в лесу земляника.

С1. Прочитайте стихотворение, подберите к нему окончание из приведённых ниже.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года…

  1. солнечным зовётся                                        3) грустненьким зовётся
  2. пасмурным зовётся                                        4) осенью зовётся

_______________________________

Контрольная работа

Вариант 2

А1. Прочитайте предложения. Определите, какие явления природы подходят к описанию осени.

  1. Подул тёплый свежий ветерок.
  2. На опушках леса растут грибы.
  3. Птицы стали строить гнёзда.
  4. Дни становятся длиннее, а ночи короче.

А2. Какие из данных утверждений соответствуют осеннему периоду?

  1. С огородов и полей убрали последние овощи.
  2. Снег одел деревья в тёплые шубки.
  3. Весело распевают птицы.
  4. Трава заблестит от росы.

А3. Прочитайте отрывки из стихотворений, выберите из них тот, который принадлежит Л.Яхнину.

  1. Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

  1. Ржавый лист кружится,

Вырезной и плоский,

И рыжая лисица

Оранжевой полоской

Мелькнула за берёзкой.

  1. Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

  1. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят…

А4. Вспомните текст «Стеклянный пруд» С.Образцова. Определите его жанр.

  1. Рассказ                                                3) Научная статья
  2. Стихотворение                                        4) Сказка

В1. Найдите пару слов, которые рифмуются.

  1. Золотая, на пруду                                3) на пруду, стая
  2. Золотая, на звезду                                4) на пруду, на звезду

В2. Какой из текстов можно отнести к жанру «стихотворение»?

  1. Я не малое лукошко, а корзинку взял с собой. Я заглядывал под кочки, под берёзовые пни.
  2. В саду уже поселилась осень…Горели тёмным пурпуром клёны…
  3. Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. По небу плывут серые тучи.
  4. Наступило жаркое лето. Дети бегут на речку поплавать в тёплой воде. Поспела в лесу земляника.

С1. Прочитайте загадку. Из слов, приведённых ниже, выберите отгадку.

Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

  1. дождь                                        3) луч солнца
  2. ветер                                                 4) град

Вариант 1

А1. – 3

А2. – 2

А3. – 3

А4. – 1

В1. – 2

В2. – 2

С1. – 4

Вариант 2

А1. – 2

А2. – 1

А3. – 2

А4. – 4

В1. – 4

В2. – 1

С1. - 2

nsportal.ru

Валерий Брюсов - Сухие листья: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?

Трепещут сучья под тусклым ветром;
Сухие листья, под тусклым ветром,
Что говорят нам, нам шепчут что?
Трепещут листья, под тусклым ветром,
Лепечут листья, под тусклым ветром,
Но слов не понял никто, никто!

Меж черных сучьев синеет небо,
Так странно нежно синеет небо,
Так странно нежно прозрачна даль.
Меж голых сучьев прозрачно небо,
Над черным прахом синеет небо,
Как будто небу земли не жаль.

Сухие листья шуршат о смерти,
Кружась под ветром, шуршат о смерти:
Они блестели, им время тлеть.
Прозрачно небо. Шуршат о смерти
Сухие листья,- чтоб после смерти
В цветах весенних опять блестеть!

Анализ стихотворения «Сухие листья» Брюсова

В «Сухих листьях» Валерий Яковлевич Брюсов культивирует подходы символизма к разрабатываемой пейзажной лирике.

Стихотворение написано осенью 1913 года. Его автору в этот момент исполнилось 40 лет, он признанный мэтр-символист, в его багаже множество изданных книг, более того, выходит из печати его собрание сочинений. Этот период также отмечен отношениями с поэтессой Н. Львовой, которые завершились трагедией, смертью оставленной женщины. По жанру – пейзажная лирика, рифмовка сложная, с подобием охватной и нерифмованными строками. Лирическим героем является автор. Произведение состоит из четырех шестистиший. Музыкальность в нем поставлена во главу угла. Прием аллитерации – основной в создании необходимого поэту настроения. Итак, рефрен «сухие листья» в начальных строках словно топит читателя в ворохе опавших листьев. Ветер тускл, поддавшиеся ему листья падают вниз, что-то шепча в предсмертной истоме. Поэт задается вопросом: что говорят? Лексический повтор с эпитетом: «тусклый ветер» возникает и во второй строфе. Сучья сотрясает дрожь, шепот проносится вздохом среди деревьев, чувствующих приближение зимы. «Слов не понял никто!» — в этом вскрике одно из двух восклицаний этого стихотворения. Инверсия «синеет небо» (это еще и эпифора) неприятно поражает поэта. Выходит, гибель и распад в «черный прах» листьев и сучьев небо не интересует. Даль прозрачна, ясна и светла. В небе разлита нежность. А шорох смерти только усиливается. Неизбежен закон природы: они блестели, им время тлеть. Поэт здесь проводит параллель и с человеческой жизнью. Вновь контраст неба и земли. Однако в финале герой неожиданно провозглашает с оптимизмом: жизнь после смерти существует. Листья вскормят весенние цветы, их краски перейдут на разнотравье. В последней строке – завершающее восклицание. Круговорот жизни не остановить, если еще недавно он пугал героя, теперь же он признает его власть. В смене времен года и поколений заложен куда более глубокий смысл, не следует предаваться напрасным сожалениям. Анафора: так странно. Следует отметить, что стихотворение создано уже в период кризиса символизма как литературного течения. Подобного рода напевность уже многократно обыгрывалась и самим В. Брюсовым, и, скажем, К. Бальмонтом.

Произведение «Сухие листья» В. Брюсова впервые было опубликовано в ежедневной газете «День» весной 1914 года.

rustih.ru

Ржавчина растений – признаки болезни и способы борьбы с ней

В большинстве случаев письма приходят в течение одной минуты, но иногда для этого требуется до 10 минут. Возможно письмо еще не успело прийти. Проверьте пожалуйста внимательно папку Входящие (Inbox). В некоторых случаях письмо может попасть в папку Спам (Spam).

  Логин или e-mail: Или войдите с помощью этих сервисов:

www.ogorod.ru

"Ржавые листья на ржавых дубах...": tverdyi_znak — LiveJournal

75 лет назад умер поэт Эдуард Багрицкий.
Эдуард Багрицкий (Дзюбин) родился 22 октября (3 ноября) 1895 г. в Одессе в буржуазной еврейской семье с сильными религиозными традициями. Окончил землемерные курсы, но по профессии не работал. С 1915 г. начал публиковать свои стихи в одесских литературных альманахах и вскоре стал одной из самых заметных фигур в группе молодых одесских литераторов (Юрий Олеша, Илья Ильф, Валентин Катаев, Славин, Лев Исаевич, Семён Кирсанов, Вера Инбер).
В 1918 г., во время Гражданской войны, добровольцем вступил в Красную Армию, работал в политотделе особого партизанского отряда имени ВЦИК, писал агитационные стихи.
После войны работал в Одессе, сотрудничая как поэт и художник в ЮгРОСТА (Южное бюро Украинского отделения Российского телеграфного агентства) вместе с Ю.Олешей, В. Нарбутом, С. Бондариным, В. Катаевым. В 1925 г. Багрицкий приехал в Москву и стал членом литературной группы «Перевал», через год примкнул к конструктивистам. В 1930 г. поэт вступил в РАПП. С начала 1930 у Багрицкого обострилась астма — болезнь, от которой он страдал с детства. Умер 16 февраля 1934 в Москве.
Поэзия его была ангажированной, но надо отдать должное - строчки получались звучные...


От черного хлеба и верной жены
Мы бледною немочью заражены...

Копытом и камнем испытаны годы,
Бессмертной полынью пропитаны воды,-
И горечь полыни на наших губах...
Нам нож - не по кисти,
Перо - не по нраву,
Кирка - не по чести
И слава - не в славу:
Мы - ржавые листья
На ржавых дубах...
Чуть ветер,
Чуть север -
И мы облетаем.
Чей путь мы собою теперь устилаем?
Чьи ноги по ржавчине нашей пройдут?
Потопчут ли нас трубачи молодые?
Взойдут ли над нами созвездья чужие?
Мы - ржавых дубов облетевший уют...
Бездомною стужей уют раздуваем...
Мы в ночь улетаем!
Мы в ночь улетаем!
Как спелые звезды, летим наугад...
Над нами гремят трубачи молодые,
Над нами восходят созвездья чужие,
Над нами чужие знамена шумят...
Чуть ветер,
Чуть север -
Срывайтесь за ними,
Неситесь за ними,
Гонитесь за ними,
Катитесь в полях,
Запевайте в степях!
За блеском штыка, пролетающим в тучах,
За стуком копыта в берлогах дремучих,
За песней трубы, потонувшей в лесах...

Всем известно его произведение "Смерть пионерки"...
"Валя, Валентина, что с тобой теперь?» Если вы, не задумываясь, продолжили: «Белая палата, крашеная дверь…" – значит, успели поучиться в советской доперестроечной школе. Сколько рифмованной тягомотины про пионеров, партию и Ленина приходилось заучивать!

«Купила на завтрак пряники "Комсомольские - постные". Вспомнила стихотворение "Смерть пионерки". Пионерка, наверное, в гробу переворачивается от такого глумления над идеалами комсомола»

Приглядевшись к Пионерке поближе, юзер совершает два великих открытия.

РЫБНОЕ АССОРТИ
Открытие первое: "Пионерка" ужасно напоминает "Карася" Николая Олейникова. Тут тебе и трагическая гибель, и несбывшиеся надежды, и сопутствующее мелодраме буйство водной стихии. Разобрать на строфы, перемешать и вновь собрать - получится удобочитаемый гибрид:

Белая палата,
Крашеная дверь…

Белая смородина,
Черная беда!
Не гулять карасику
С милой никогда.

Духотой спаленных
Губ не освежить -
Валентине больше
Не придется жить.

Так шуми же, мутная
Невская вода!
Не поплыть карасику
Больше никуда.

Чтобы в этом крохотном
Теле - навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

...
Мало того, оказывается, тут замешаны язычество, алхимия, эротика, секс и некоторая доза военно-патриотической пропаганды в довесок...
Белая палата с затворенной дверью - алхимический реактор, печь-атанор (слева вверху на гравюре). В атанор помещается реторта с первичной субстанцией, которой предстоит обратиться в эликсир, философский камень или гомункулуса. Materia prima, первоматерия изображается в виде больной девы, находящейся под наблюдением врачей. Ее тело покрыто красной скарлатинозной сыпью (справа внизу). "Умных врачей" красная сыпь на теле пациентки только радует, ведь они не банальные лекари, а экспериментаторы.
Отсюда

Меня же еще в советском детстве смущало это:

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

На кого водила-то? На русский народ. На тамбовских крестьян, восставших  в последнем отчаянии. Их расстреливали из артиллерийских орудий, травили газами... На моряков Кронштадта - вчерашние крестьяне, они пришли в ужас от того, что творят большевики. Дикое, нелепое смертоубийство русского народа...
И все это постоянно вдалбливалось детям, весь этот гиньоль.
Ну и конечно "антирелигиозная агитация". Мама хочет, чтобы дочка надела крестик. Понятно материнское горе и тайная надежда на чудо. Но дочь упорствует в сатанинской гордыне. Именно что сатанинской - по логике, для атеиста крест должен быть безразличен, раз Бога нет. Однако налицо ярая неприязнь к кресту...
Стихотворение было много лет в школьной программе - ненависть к христианству вдалбливалась из поколения в поколение. Но... Те пожилые женщины, которые в храмах сейчас - они выросли при советской власти, читали все это стихотворение, и... всё равно пришли в храм.

tverdyi-znak.livejournal.com

Предложения со словосочетанием ЛИСТЬЯ КРУЖИЛИСЬ

Туман ложится на поля, листья кружатся в просеках, с опушки уносятся в поле, сугробами собираются по канавам. Листья кружились и покрывали землю пёстрым ковром. Кленовый лист кружится на ветру. Я брела по осеннему парку, то и дело швыряя ногами опавшую листву, поднимая её в воздух, наблюдала как листья кружатся и снова падают на землю. Мы видим, как «листья кружатся и падают наземь в танце огня, в дерзновении красок лихих», как «ветер затих», а «ветки смотрят в небесную даль», как листья «зелёные в золоте, красные лежат под ногами моими с оттенками разных соцветий».

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова вишенник (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Жёлтые листья кружились ветром в хороводе, иногда прилипая к оконному стеклу, словно заглядывая в кабинет. Листья кружились по улице, где почти никого не было — всё, кроме немногих несчастливцев, находились в своих тёплых домах. Листья кружились в воздухе и медленно опускались на землю, корни, мхи и ветки... притом как-то странно облетая дорожку, на которой я стоял. Листья кружились в водовороте танца, создавая плотную стену. Листья кружатся и медленно опускаются вниз, к ногам. Но она по-прежнему не замечала её... Она уходила всё дальше от меня, всё дальше, а мёртвые листья кружились вокруг неё и падали на дорожку, пока она совсем не скрылась из глаз, а я не остался один с моей печалью. И трудно себе было даже вообразить, каково это, когда золотые листья кружатся в воздухе... Жёлтые и красные пятачки листьев кружились в медленном вальсе, укрывая пёстрым ковром широкий тротуар и ещё зелёную траву, из которой стыдливо выглядывали белые головки запоздалых ромашек, старые деревянные скамейки, детские качели. Жёлтый лист кружась опустился ему на колени: чистая, полупрозрачная желтизна на фоне коричневой рясы. Мусор и прошлогодние листья кружились в воздухе, подхваченные воздушным потоком. Листья кружились, медленно планируя на влажную землю, уже усеянную их павшими собратьями. В школу я ходила одна, ржавые листья кружились вокруг столбом. Но дорога оставалась пуста, только вихри опавших листьев кружились позади машины. Жёлтые листья кружАтся, летят над травой. Я знала всё это, как знала и язык врагов — его слова опавшими листьями кружились позади моих мыслей, и я надеялась, что не запнусь, не позабуду чужую речь, — но в зале скрытых я была впервые. Разноцветные листья кружились и падали в синеве. Неведомые твари резвились, и листья кружились в водоворотах. Золотистые листья кружились за распахнутым окном. Шампанское странно кружило голову. Листья кружатся в медленном танце, повисают на паутинах, золотым шитьём ложатся на ёлки, на зелёные подушки кукушкина льна, на тёмные шары можжевельника и тихие окна лесной воды. Жёлтые маленькие и большие листья кружились в воздухе последним танцем. Жёлтые листья кружились долго... Лист кружился и кружился, становясь из золотого алым, а затем вспыхнул. Срывающиеся с деревьев листья кружились в медленном вальсе, падали под ноги, и с каждым шагом мне всё больше становилось не по себе, всё сильнее охватывало чувство нереальности происходящего. Сорванные жёлтые и коричневые листья кружились над головами, словно в панике удирая от какой-то незримой опасности. Ветер шелестел в ветвях ухоженных дубов, негромко призывая осень, и водопады листьев кружились, словно маленькие торнадо. Собор стоит в парке, а в парке осень, и листья падают, листья кружатся, и белая церковь сквозь эту завесу стоит как в золотом конфетти... Листья кружатся над головами. Зато тишина стояла такая, что на уши давило с непривычки, от запахов дождя, мокрой травы и увядающих листьев кружилась голова, а с пруда нагоняло туман. Когда я пересекал двор, ветер заставлял опавшие листья кружиться у моих ног.

Неточные совпадения

Деревья в парке беззвучно, словно в немом кино, качали ветвями, и я заметила, как с ветки сорвался одинокий узорный лист и, медленно кружась, опустился на землю. — Первый лист, ты летишь к земле кружась, в ветре утреннем виясь, жилки тёмные на солнце, вы длинны и глубоки, если б, лист, ты мог узнать, сколько лету до земли, ты бы лучше подождал хлад нести и дождь занудный... — И тому подобное. Жёлтые листья отрывались от веток и, кружась, медленно падали на пёстрый полог леса. Деревья, ещё не обнажившие ветвей, красуются красно-золотыми нарядами, землю устилает шуршащий ковёр, медленно кружатся в торжественном танце падающие листья. Когда ветрено и кружатся мириады листьев, в этом ничего необычного нет, и это никого не удивляет. Всю дорогу до лагеря они кружились вокруг, как листья на ветру. Из-за всего этого у меня постоянно болит и кружится голова, я боюсь оставаться одна, дрожу всё время как осиновый лист, из дому не выхожу — страшно, а вдруг, что случится? Жёлтые листья тихо кружились в воздухе и с лёгким шорохом ложились на асфальт. Рано опавшие дубовые листья уже устилали террасу, кружились по ветру. Листья вихрями кружились в подворотнях, осень становилась злой. Капли сбивали с ветвей жёлтые листья, и они, кружась, тяжело летели вниз и падали в лужи с безнадёжными шлепками. Под золотыми буквами кружились в танце парень во фраке и девушка в голубом разлетающемся платье, а вокруг парили разноцветные листья.

kartaslov.ru


Смотрите также


Телефоны:
Санкт-Петербург
+7 (921) 442-69-72
Старая Русса
+7 (81652) 327-90