Сады Старой Руссы
Саженцы Садоводство Ярмарки Старая Русса
Главная » Каталог

Каталог саженцев и посадочного материала «Садов Старой Руссы»

Шпалера что это такое


Шпалера (садоводство) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 марта 2014; проверки требуют 14 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 марта 2014; проверки требуют 14 правок. Шпалера на стене дома

Шпале́ра (от итал. spalliera, из spalla — опора, плечо) — в садоводстве и виноградарстве — конструкция, часто решетчатая, поддерживающая растения. В отличие от трельяжа для вьющихся растений, самостоятельно цепляющихся за опоры, на шпалере побеги растений, обрезают определённым образом и закрепляют в определённом порядке. Отсюда вторичное значение слова: шпалерами в Средневековье назвали ковры, которые развешивали рядами вдоль стен или в аркадах нефов средневековых соборов.

При выращивании винограда обычно используют шпалеру. Шпалера в зависимости от типа состоит из кольев, деревянных столбов, стоек (металлических, железобетонных, пластмассовых), проволоки, якорей, скоб для закрепления проволоки, натяжек, перекладин, жердей, планок и др.

Высота шпалеры и количество натягиваемых проволок варьируют в зависимости от силы роста кустов, применяемой агротехники и зоны виноградарства.

Преимущества использования шпалерной культуры[править | править код]

Шпалерная культура винограда

Преимущества шпалеры по сравнению с другими видами опор:

  1. побеги равномерно распространяются в пространстве и хорошо освещаются солнцем;
  2. листья синтезируют больше органических веществ, в результате чего усиливается плодоношение, ускоряется созревание ягод, повышается их качество, хорошо вызревают однолетние побеги;
  3. кусты лучше проветриваются, благодаря чему меньше поражаются грибными болезнями, создаются более благоприятные условия для опыления;
  4. облегчается укрытие кустов на зиму;
  5. появляется возможность механизации работ по уходу за виноградными насаждениями и сбору урожая.
Виноград на вертикальной одноплоскостной шпалере

В зависимости от экологических условий, биологических особенностей сорта и направления использования гроздей применяют различные типы шпалер.

В практике виноградарства распространены:

  • вертикальная одноплоскостная,
  • наклонная двухплоскостная(V-образная),
  • горизонтальная,
  • вертикальная с козырьком и другие типы шпалер.
Виноград на двухплоскостной (V-образной) шпалере

Вертикальная шпалера состоит из натянутых в несколько рядов проволок между столбами. Прирост кустов размещают в одной плоскости. Может быть трех-, четырёх- или пятипроволочной. Вертикальную шпалеру широко применяют в условиях крупного промышленного виноградарства. Преимущества вертикальной шпалеры по сравнению с другими типами шпалер: простота в её установке, возможность широкой механизации работ на виноградниках; получение высоких урожаев винограда хорошего качества путём применения различных форм кустов и способов их обрезки. Двухплоскостная (V-образная) шпалера состоит из двух спаренных шпалер, расположенных под углом. Кусты размещают в наклонном положении, что позволяет увеличить их объём, нагрузку и урожай винограда. Применяют на виноградниках, состоящих из сильнорослых сортов, размещенных на плодородных почвах при укрывной культуре винограда.

Горизонтальная шпалера, или пергола (арка), состоит из прочных столбов высотой около 2 м, соединённых перекладинами, на которых из жердей или проволоки сооружают горизонтальную решётку или сетку. На последней размещают ветви и побеги кустов винограда, культивируемого на высоком штамбе. При этой опоре грозди винограда свисают.

  • Гете Р. Использование стен строений под шпалерные культуры: руководство к воспитанию плодовых и виноградных шпалер у домовых стен. ― СПб., Имп. Рос. общ-во плодоводства, 1912. С. 77
  • Андрезен К. Культура плодовых дерев на воздухе, при шпалерных стенах: Руководство к воспитанию плодовых дерев шпалерой с применением ко всем полосам России: состояние по долголетним опытам садоводом Андрезеном. ― СПб., Тип. В. Нусвальта, 1872. С. 89
  • Bartosiewicz A. Urządzanie terenów zieleni. ― WSiP, Warszawa 1998
  • Pokorski J., Siwiec A. Kształtowanie terenów zieleni. ― WSiP, Warszawa 1983

ru.wikipedia.org

Шпалера - это... Что такое Шпалера?

        (нем. Spalier, от итал. spalliera), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментными композициями, вытканные ручным способом в технике так называемого репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлические золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалер рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани, см. Коптское искусство). В зависимости от типа станка различают два вида шпалер: готлис - вытканы на станках с вертикальным креплением основы, и баслис - на горизонтальных станках. Моделью для шпалер служит картон - живописный эскиз в размере ковра.         

Производство шпалер возникло в Западной Европе в XII-XII вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые шпалеры представляют собой образцы монументально-декоративного искусства ("Анжерский Апокалипсис" - семь огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, около 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; шесть ковров аллегорической серии "Дама с единорогом", конца XV - начала XVI вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу "мильфлёров" - шпалеры с фоном, сплошь затканным кустиками цветов).         

Основные центры средневекового шпалерного ткачества - Париж, Аррас, Турне, с конца XV в. - Брюссель, где в начале XVI в. была исполнена для Ватикана серия "Деяния апостолов" по картонам Рафаэля, в XVII в. - серии шпалер по картонам П. П. Рубенса. С середины XVII в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, см. Гобелен: мануфактуры в Бове и Обюсоне). Излюбленные темы шпалер XVII-XVIII вв. - мифические и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи ("вердюры"). В XVIII-XIX вв. шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой шпалере. Декоративные принципы шпалеры возрождаются в середине XX в. в творчестве Ж. Люрса и др. В современном декоративно- прикладном искусстве шпалера чаще именуется гобеленом.         

В России производство шпалер началось при Петре I. В 1717 в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859), одна из первых работ которой - "Полтавская баталия" по картону Л. Каравака (ГЭ). Расцвет деятельности мануфактуры - вторая половина XVIII - начало XIX вв. В русской шпалере эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров ("Диана" и "Сатурн" из так называемого Гурьевского гарнитура, 1805-06, музеи в Павловске и Гатчине). Основные собрания шпалер в СССР сосредоточены в ГЭ, ГРМ и в музеях Московского Кремля.

Литература: Н. Бирюкова, Французские шпалеры конца XV-XX вв. в собрании Эрмитажа. (Каталог), Л., 1974; Т. Коршунова, И. Ясинская, Русские шпалеры, Л., 1975; Thomson W. G., A history of tapestry..., 3 ed., L., 1973.

dic.academic.ru

Шпалеры — Большая советская энциклопедия

Шпале́ры

(нем. Spalier, от итал. spalliera)

стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уто́чного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утк_а (шерсть, шёлк, иногда металлич. золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для Ш. рубчатую фактуру. Каждая уто́чная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани). В зависимости от типа станка различаются 2 вида Ш.: готлис — вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для Ш. служит картон — живописный эскиз в размере ковра.

Производство Ш. возникло в Западной Европе в 12—13 вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые Ш. представляют собой образцы монументально-декоративного искусства [«Анжерский апокалипсис» — 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола́ Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорической серии «Дама с единорогом», кон. 15 — нач. 16 вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу «мильфлёров» — Ш. с фоном, сплошь затканным кустиками цветов].

Основные центры средневекового шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца 15 в. — Брюссель, где в начале 16 в. была исполнена для Ватикана серия «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля, в 17 в. — серии Ш. по картонам П. П. Рубенса. С середины 17 в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне). Излюбленные темы Ш. 17—18 вв.— мифология, и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи («вердюры»). В 18—19 вв. шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой Ш. Декоративные принципы Ш. возрождаются в середине 20 в. в творчестве Ж. Люрса и др.

В России производство Ш. началось при Петре I. В 1717 в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859), одна из первых работ которой—«Полтавская баталия» по картону Л. Каравака (Эрмитаж, Ленинград). Расцвет деятельности мануфактуры — 2-я половина 18 — начало 19 вв. В рус. Ш. эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров («Диана» и «Сатурн» из т. н. «Гурьевского гарнитура», 1805—06, музеи в Павловске и Гатчине). Основные собрания Ш. в СССР сосредоточены в Эрмитаже (Ленинград), в Русском музее (Ленинград) и в музеях Московского Кремля.

Лит.: Бирюкова Н., Французские шпалеры конца XV — XX века в собрании Эрмитажа. [Каталог], Л., 1974; Коршунова Т., Ясинская И., Русские шпалеры, Л., 1975; Gübel Н., Wandteppiche, Tl 2, Bd 1—2, Lpz.— В., 1928.

Г. А. Ecunoва.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. шпалеры — -лер, мн. (ед. шпалера, -ы, ж.). 1. Безворсовые настенные ковры или обивочные ткани с сюжетными или пейзажными изображениями, выполненные ручным способом. 2. устар. То же, что обои. Малый академический словарь
  2. ШПАЛЕРЫ — ШПАЛЕРЫ (от нем. Spalier) — .. 1) ряды войск по сторонам пути следования кого-либо... 2) Ряды деревьев, кустов по обеим сторонам дороги, дорожки... 3) Решетка для ползучих и вьющихся растений... Большой энциклопедический словарь
  3. шпалеры — ШПАЛЕРЫ ж. мн. немецк. обои, для покоев. || Просадь подстриженных или развязанных, распластанных стенкою деревьев; || решетка, для развязки по ней дерев. Войско по дороге расставлено было шпалерами, в один ряд, порядок, шеренгу, по обе стороны. Толковый словарь Даля
  4. шпалеры — Шпалер, ж. [нем. Spalier с ит.]. 1. Тоже, что обои (устар.). 2. Ряд, шеренга войск по сторонам пути следования лица, которому оказывают воинские почести. 3. Ряд деревьев, кустов по сторонам дороги, дорожки (спец.). Большой словарь иностранных слов
  5. шпалеры — см. >> ряд Словарь синонимов Абрамова
  6. шпалеры — ШПАЛЕРЫ шпалер; мн. (ед. шпалера, -ы; ж.). [нем. Spalier] 1. Безворсовые настенные ковры или обивочные ткани с сюжетными или пейзажными изображениями, выполненные ручным способом. Красочные ш. Стены закрыты шпалерами. Выткать шпалеру. Толковый словарь Кузнецова
  7. шпалеры — шпалеры I мн. см. шпалера II мн. устар. Материал в виде широких полос — узорчатой бумаги, ткани и т.п. — для оклейки или обивки стен в помещениях; обои I III мн. Толковый словарь Ефремовой
  8. шпалеры — сущ., кол-во синонимов: 8 гобелен 4 картина 55 ковер 41 обои 5 решетка 32 ряд 49 шеренга 8 шпалерник 3 Словарь синонимов русского языка

gufo.me

Шпалеры - это... Что такое Шпалеры?

  • ШПАЛЕРЫ — (нем. Spalier, ит. spallera). 1) ряд деревьев, посаженных одно к другому и подстриженных наподобие стены. 2) расставленные в один ряд, по обе стороны дороги, солдаты. 3) Обои для оклейки комнат. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • шпалеры — См …   Словарь синонимов

  • ШПАЛЕРЫ — ШПАЛЕРЫ, настенные безворсовые ковры картины, вытканные ручным способом (главным образом из цветных шерстяных, а также шелковых нитей) по красочным картонам, созданным живописцами. Смотри также Гобелен …   Современная энциклопедия

  • ШПАЛЕРЫ — (от нем. Spalier) ..1) ряды войск по сторонам пути следования кого либо2)] Ряды деревьев, кустов по обеим сторонам дороги, дорожки3) Решетка для ползучих и вьющихся растений4) Настенные безворсовые ковры картины, вытканные ручным способом… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШПАЛЕРЫ — жен., мн., нем. обои, для покоев. | Просадь подстриженных или развязанных, распластанных стенкою деревьев; | решетка, для развязки по ней дерев. Войско по дороге расставлено было шпалерами, в один ряд, порядок, шеренгу, по обе стороны. Шпалерный… …   Толковый словарь Даля

  • Шпалеры — ШПАЛЕРЫ, настенные безворсовые ковры картины, вытканные ручным способом (главным образом из цветных шерстяных, а также шелковых нитей) по красочным картонам, созданным живописцами. Смотри также Гобелен.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Шпалеры — (нем. Spalier, от итал. spalliera)         стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утк а (шерсть, шёлк,… …   Большая советская энциклопедия

  • шпалеры — шпалер; мн. (ед. шпалера, ы; ж.). [нем. Spalier] 1. Безворсовые настенные ковры или обивочные ткани с сюжетными или пейзажными изображениями, выполненные ручным способом. Красочные ш. Стены закрыты шпалерами. Выткать шпалеру. 2. Специальные… …   Энциклопедический словарь

  • Шпалеры — I мн. устар. Материал в виде широких полос узорчатой бумаги, ткани и т.п. для оклейки или обивки стен в помещениях; обои I. II мн. устар. Ряды, шеренги обычно военных по сторонам пути следования кого либо или чего либо. Толковый словарь Ефремовой …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Шпалеры — Значения слова шпалера: В садоводстве: Шпалера ряд густо посаженых, стриженых низкорослых деревьев или кустарников, сформированных в виде вертикальной плоскости. Шпалера деревянная или металлическая решетка или натянутая в несколько рядов… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    ШПАЛЕРА - это... Что такое ШПАЛЕРА?

  • Шпалера —         (нем. Spalier, от итал. spalliera), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментными композициями, вытканные ручным способом в технике так называемого репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть,… …   Художественная энциклопедия

  • ШПАЛЕРА — ШПАЛЕРА, ШПАЛЕРНИК прямой ряд растений, остриженных и привязанных к решетке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. шпалера ы, ж. (польск. szpalera …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ШПАЛЕРА — ШПАЛЕРА, ы, жен. 1. Шеренга войск по сторонам пути следования кого н. 2. Ряд деревьев, кустов по сторонам дороги (спец.). 3. Решётка для вьющихся растений. 4. мн. То же, что обои [первонач. ручной настенный ковёр или ручная обивочная ткань]… …   Толковый словарь Ожегова

  • шпалера — сущ., кол во синонимов: 5 • ковер (41) • опора (83) • решетка (32) • ряд …   Словарь синонимов

  • Шпалера — Шпалера: вид опоры для виноградных насаждений, позволяющей осуществлять подвязку кустов в вертикальной, горизонтальной или наклонной плоскости... Источник: ВИНОГРАДАРСТВО . ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ГОСТ Р 52681 2006 (утв. Приказом… …   Официальная терминология

  • Шпалера — Значения слова шпалера: В садоводстве: Шпалера ряд густо посаженых, стриженых низкорослых деревьев или кустарников, сформированных в виде вертикальной плоскости. Шпалера деревянная или металлическая решетка или натянутая в несколько рядов… …   Википедия

  • Шпалера — 34. Шпалера Деревья и кустарники, высаженные у стен и опор, сформированные в виде вертикальной плоскости Источник: ГОСТ 28329 89: Озеленение городов. Термины и определения оригинал документа 3.18 шпалера : Решетка для ползущих и вьющих …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • шпалера — начиная с Куракина, 1705 г.; см. Христиани 47; также у Петра I, см. Смирнов 332. Через польск. szраlеrа, szраlеr или нем. Sраliеr шпалера или прямо из ит. spalliera шпалеры, ряды деревьев от spalla подпорка, плечо ; см. Маценауэр 331; Преобр.,… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • шпалера — приспособление, служащее опорой плодовым растениям, выращиваемым на слаборослых подвоях в искусственной формировке. Благодаря шпалере создается определенное положение растений в пространстве, способствующее наиболее полному использованию земли и… …   Сельскохозяйственный словарь

  • Шпалера — (садов.) см. Обрезка деревьев …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • dic.academic.ru

    ШПАЛЕРЫ - это... Что такое ШПАЛЕРЫ?

  • шпалеры — См …   Словарь синонимов

  • ШПАЛЕРЫ — ШПАЛЕРЫ, настенные безворсовые ковры картины, вытканные ручным способом (главным образом из цветных шерстяных, а также шелковых нитей) по красочным картонам, созданным живописцами. Смотри также Гобелен …   Современная энциклопедия

  • ШПАЛЕРЫ — (от нем. Spalier) ..1) ряды войск по сторонам пути следования кого либо2)] Ряды деревьев, кустов по обеим сторонам дороги, дорожки3) Решетка для ползучих и вьющихся растений4) Настенные безворсовые ковры картины, вытканные ручным способом… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШПАЛЕРЫ — жен., мн., нем. обои, для покоев. | Просадь подстриженных или развязанных, распластанных стенкою деревьев; | решетка, для развязки по ней дерев. Войско по дороге расставлено было шпалерами, в один ряд, порядок, шеренгу, по обе стороны. Шпалерный… …   Толковый словарь Даля

  • Шпалеры — ШПАЛЕРЫ, настенные безворсовые ковры картины, вытканные ручным способом (главным образом из цветных шерстяных, а также шелковых нитей) по красочным картонам, созданным живописцами. Смотри также Гобелен.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Шпалеры — (нем. Spalier, от итал. spalliera)         стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утк а (шерсть, шёлк,… …   Большая советская энциклопедия

  • шпалеры — шпалер; мн. (ед. шпалера, ы; ж.). [нем. Spalier] 1. Безворсовые настенные ковры или обивочные ткани с сюжетными или пейзажными изображениями, выполненные ручным способом. Красочные ш. Стены закрыты шпалерами. Выткать шпалеру. 2. Специальные… …   Энциклопедический словарь

  • Шпалеры — I мн. устар. Материал в виде широких полос узорчатой бумаги, ткани и т.п. для оклейки или обивки стен в помещениях; обои I. II мн. устар. Ряды, шеренги обычно военных по сторонам пути следования кого либо или чего либо. Толковый словарь Ефремовой …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Шпалеры — I мн. устар. Материал в виде широких полос узорчатой бумаги, ткани и т.п. для оклейки или обивки стен в помещениях; обои I. II мн. устар. Ряды, шеренги обычно военных по сторонам пути следования кого либо или чего либо. Толковый словарь Ефремовой …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Шпалеры — Значения слова шпалера: В садоводстве: Шпалера ряд густо посаженых, стриженых низкорослых деревьев или кустарников, сформированных в виде вертикальной плоскости. Шпалера деревянная или металлическая решетка или натянутая в несколько рядов… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Шпалеры - это... Что такое Шпалеры?

  • ШПАЛЕРЫ — (нем. Spalier, ит. spallera). 1) ряд деревьев, посаженных одно к другому и подстриженных наподобие стены. 2) расставленные в один ряд, по обе стороны дороги, солдаты. 3) Обои для оклейки комнат. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • шпалеры — См …   Словарь синонимов

  • ШПАЛЕРЫ — ШПАЛЕРЫ, настенные безворсовые ковры картины, вытканные ручным способом (главным образом из цветных шерстяных, а также шелковых нитей) по красочным картонам, созданным живописцами. Смотри также Гобелен …   Современная энциклопедия

  • ШПАЛЕРЫ — (от нем. Spalier) ..1) ряды войск по сторонам пути следования кого либо2)] Ряды деревьев, кустов по обеим сторонам дороги, дорожки3) Решетка для ползучих и вьющихся растений4) Настенные безворсовые ковры картины, вытканные ручным способом… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШПАЛЕРЫ — жен., мн., нем. обои, для покоев. | Просадь подстриженных или развязанных, распластанных стенкою деревьев; | решетка, для развязки по ней дерев. Войско по дороге расставлено было шпалерами, в один ряд, порядок, шеренгу, по обе стороны. Шпалерный… …   Толковый словарь Даля

  • Шпалеры — ШПАЛЕРЫ, настенные безворсовые ковры картины, вытканные ручным способом (главным образом из цветных шерстяных, а также шелковых нитей) по красочным картонам, созданным живописцами. Смотри также Гобелен.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Шпалеры — (нем. Spalier, от итал. spalliera)         стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утк а (шерсть, шёлк,… …   Большая советская энциклопедия

  • шпалеры — шпалер; мн. (ед. шпалера, ы; ж.). [нем. Spalier] 1. Безворсовые настенные ковры или обивочные ткани с сюжетными или пейзажными изображениями, выполненные ручным способом. Красочные ш. Стены закрыты шпалерами. Выткать шпалеру. 2. Специальные… …   Энциклопедический словарь

  • Шпалеры — I мн. устар. Материал в виде широких полос узорчатой бумаги, ткани и т.п. для оклейки или обивки стен в помещениях; обои I. II мн. устар. Ряды, шеренги обычно военных по сторонам пути следования кого либо или чего либо. Толковый словарь Ефремовой …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Шпалеры — I мн. устар. Материал в виде широких полос узорчатой бумаги, ткани и т.п. для оклейки или обивки стен в помещениях; обои I. II мн. устар. Ряды, шеренги обычно военных по сторонам пути следования кого либо или чего либо. Толковый словарь Ефремовой …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • biograf.academic.ru

    шпалер — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. шпа́лер шпа́леры
    Р. шпа́лера шпа́леров
    Д. шпа́леру шпа́лерам
    В. шпа́лер шпа́леры
    Тв. шпа́лером шпа́лерами
    Пр. шпа́лере шпа́лерах

    шпа́-лер

    Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -шпалер-.

    Произношение[править]

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. устар. приспособление для отчистки ржавчины в нарезных ружейных стволах ◆ Для нарезки ствола винтовок, тех, из которых стреляют наши чемпионы, изготовляется уникальный инструмент «шпалер». О. Кнорринг, «Тульские умельцы», 1962 г. // «Огонёк №9»
    2. жарг. пистолет или револьвер ◆ «Ткнуть его в лоб шпалером раза два-три как следует и показать дорогу на пустыри — будет рвать подметки, не оглядываясь до самого города». Н. А. Островский, «Как закалялась сталь», 1930-1934 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Он покосился на Махно, ― не лезет ли рука его в карман за шпалером, но он сидел спокойно. A. Н. Толстой, «Хождение по мукам / Книга третья. Хмурое утро», 1941 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    Синонимы[править]
    Антонимы[править]
    Гиперонимы[править]
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Ближайшее родство

    Этимология[править]

    Происходит от ??

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    Список переводов

    Библиография[править]

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. шпа́лер шпа́леры
    Р. шпа́лера шпа́леров
    Д. шпа́леру шпа́лерам
    В. шпа́лер шпа́леры
    Тв. шпа́лером шпа́лерами
    Пр. шпа́лере шпа́лерах

    шпа́-лер

    Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -шпалер-.

    Произношение[править]

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. устар. то же, что шпалера; шеренга войск по сторонам пути следования кого-либо ◆ В Твери весь город был уставлен шпалером войск по сторонам и во время шествия производилась пушечная пальба и колокольной трезвон. Г.Г. Томилов, В.Г. Томилов, «Памятная книга», 1776-1863 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    Синонимы[править]
    Антонимы[править]
    Гиперонимы[править]
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Ближайшее родство

    Этимология[править]

    Происходит от нем. Spalier, далее от итал. spalliera «ряд деревьев» из итал. spalla «подпорка», далее от ??

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    Список переводов

    Библиография[править]

    ru.wiktionary.org

    Как смотреть шпалеры • Arzamas

    История, Искусство

    Какую тайну скрывает «Дама с единорогом»? Как связан Чарльз Диккенс с гобеленом из Байё? И почему в конце XIX века прерафаэлит Уильям Моррис решил изучать традиции средневекового ткачества? Рассказываем о том, что такое шпалеры и как их понимать

    Подготовила Дильшат Харман

    Ковер, шпалера, гобелен — чем отличаются эти понятия? Ковер — любое тканое изделие, которое вешают на стену или стелют на пол или на стол. Шпалера — безворсовый ковер, который висит на стене. Гобелен — шпалера, произведен­ная на так называемой мануфактуре Гобеленов, основанной в 1443 году Жаном и Филибером Гобеленами. Таким образом, любой гобе­лен — ковер, но не всякий ковер — гобелен. Шелковые или шерстяные настенные ковры, очень дорогие и сложные в производстве, начиная с древ­них времен подчеркивали богатство и высокий статус своего владельца — будь то церковная или государственная власть, вельможа или купец. Кроме того, настенные панно украшали стены соборов, дворцов, замков, ратушей и просто домов, радуя глаз и делая помещение теплее. Рассказываем о пяти выдающихся шпалерах разных эпох и советуем отправиться на выставку  «Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков» в московском фонде In Artibus. 

    1Ковер Гестии
    Ковер Гестии. VI век Dumbarton Oaks Research Library and Collection

    Ручное ткачество было известно уже в VII тысячелетии до нашей эры. Самым древним из известных нам ворсовых ковров считается найденный на Алтае Пазырыкский ковер: он датируется V веком до нашей эры. По сравнению с ним ковер Гестии, созданный в VI веке в Египте, кажется довольно новым.

    В это время в Египте жили греки, а также евреи, сирийцы, копты и другие народы, находившиеся под влиянием греческой культуры и знавшие грече­ский: неслу­чайно все надписи на шерстяном панно выполнены на этом языке. В центре изображена богиня домашнего очага: под изображением видна подпись «Гестия, подательница благосло­вений». В руках у богини гранат — символ этих благословений. Ее головной убор и серьги тоже в форме граната. Рядом с Гестией — две служанки и шесть ангелов, которые держат в руках диски со словами «радость», «много вкусной еды и питья», «процве­тание», «богатство», «благословение», «добродетель». 

    К моменту создания ковра христианство уже давно было официальной религией Византийской империи, однако старых богов никто не забыл. Видимо, ковер Гестии был подарком, который первые владельцы повесили на стену в своем доме наподобие иконы. Такие тканые иконы были и у христиан — например, ковры Богоматери и двенадцати апостолов, созданные в том же VI веке в Египте.

    2Байенский гобелен

    1 / 5

    Начальный фрагмент гобелена из Байё. XI векMusée de la Tapisserie de Bayeux

    2 / 5

    Фрагмент гобелена из Байё. XI векMusée de la Tapisserie de Bayeux

    3 / 5

    Фрагмент гобелена из Байё. XI векMusée de la Tapisserie de Bayeux

    4 / 5

    Фрагмент гобелена из Байё. XI векMusée de la Tapisserie de Bayeux

    5 / 5

    Фрагмент гобелена из Байё. XI векMusée de la Tapisserie de Bayeux

    На самом деле эта вышивка на льняном полотне, которую иногда называют Байенским гобеленом, не является ни ковром, ни шпалерой, ни тем более гобеленом. Тем не менее традиционно она называется именно так и исполь­зуется в качестве настенного украшения. Вышивка эта необычайно длинная — почти 70 метров в длину (а в ширину чуть больше 50 см). На протяженном тканом фризе разворачи­вается рассказ о завоевании норманнами Англии в 1066–1072 годах. Всего на панно изображено 70 сцен, в которых участвуют 623 человека, причем если в централь­ной части полотна происходят серьез­ные военные события, то наверху и внизу гобелен из Байё украшен фигурками животных, птиц и забавных человечков.

    Очевидно, что такое монументальное произведение могло быть создано только по заказу богатого и владетельного патрона, однако его имя до сих пор неиз­вестно исследователям. По одной версии, это коро­лева Матильда (ок. 1031 — 1083) — жена Вильгельма I Завоевателя, по другой — епископ Байё Одо (ок. 1036 — 1097), сподвижник Вильгельма. Неясно и то, где было выполнено панно — в Англии или во Франции — и для какого помещения оно предназна­чалось. 

    В 1729 году бенедиктинский ученый Бернар де Монфокон опубликовал в своем многотомном труде «Памятники французской монархии, составляющие историю Франции» первое научное описание вышивки, ежегодно выставляв­шейся в местном соборе.

    В начале XIX века панно конфисковали французы: в качестве пропаганды наполеоновского плана по вторжению в Англию гобелен решили повесить в Лувре. Но плану так и не суждено было сбыться. Панно вернулось в Байё и было вывешено в городской ратуше, где в 1867 году его могли видеть многие туристы, в том числе и Чарльз Диккенс. Впрочем, знаменитый английский писатель не был впечатлен и назвал вышивку любительской и очень слабой работой. Сегодня гобелен демонстрируется в специально созданном для него Музее гобелена Байё и считается одним из главных образцов норманнского романского искусства. Вышивка сохранилась практически целиком, и это, безусловно, чудо.

    3«Дама с единорогом»

    1 / 6

    Шпалера «Осязание» из серии «Дама с единорогом». Конец XV векаMusée de Cluny

    2 / 6

    Шпалера «Слух» из серии «Дама с единорогом». Конец XV векаMusée de Cluny

    3 / 6

    Шпалера «Зрение» из серии «Дама с единорогом». Конец XV векаMusée de Cluny

    4 / 6

    Шпалера «Запах» из серии «Дама с единорогом». Конец XV векаMusée de Cluny

    5 / 6

    Шпалера «Вкус» из серии «Дама с единорогом». Конец XV векаMusée de Cluny

    6 / 6

    Шпалера «По моему единственному желанию» из серии «Дама с единорогом». Конец XV векаMusée de Cluny

    В эпоху позднего Средневековья шпалерное искусство расцвело. В конце XV — XVI веке центром производства стала Фландрия. Именно там по картонам  Картон — эскиз будущего ковра в натуральную величину. французских художников был создан этот цикл из шести шпалер с однотон­ным фоном, усеянным цветами. Такой вид ковров с изобра­жением множества цветов и фигурок людей, зверей и птиц на синем или темно-розовом фоне называется мильфлеры — от французского mille-fleurs («тысяча цветов»). 

    Пять шпалер цикла посвящены пяти чувствам: зрению, слуху, осязанию, вкусу и запаху. На шестой — загадочная надпись «À mon seul désir», то есть «По мое­му единственному желанию». На каждой шпалере присутствует дама, по обе стороны от нее — лев и единорог. Благодаря гербам, изображенным на шпа­лере, удалось установить, что заказчиком цикла был Антуан II Ле Вист, вель­можа, служивший трем французским королям — Карлу VIII, Людовику XII и Франциску I. Что происходило со шпалерами между XVI и XIX веком, мы не знаем, но известно, что в 1841 году главный инспектор исторических памятников Франции и по совместительству известный писатель Проспер Мериме обнаружил их в замке Буссак в довольно плачевном состоянии. Однако ни ему, ни Жорж Санд, описавшей эти шпалеры в романе «Жанна», не удалось ничего сделать для спасения таписсерии, которая продолжала покрываться плесенью на влажных стенах старого замка. Только в 1863 году удалось перевезти цикл в Париж и начать реставрацию. 

    Изящные шпалеры обыгрывают известный на протяжении всего Средневе­ковья сюжет о том, что дикого единорога может укротить только девствен­ница, к которой он приходит сам и послушно кладет голову на колени. И единорог, и лев предстают здесь почти домашними, прирученными животными. Так и человек должен приручить свои страсти и победить в себе животное начало. «Дама с единорогом» — ярчайшее произведение искусства XV века. Его адресатами были не клирики и не широкая публика, но придвор­ные, погруженные в светскую жизнь, полную загадок, головоломок и намеков. Неслучайно исследователи до сих пор не могут разгадать смысл шестого панно со странной надписью. Возможно, имелось в виду шестое чувство понимания, о котором говорил в своих проповедях богослов Жан Жерсон (1363–1429), или отрицание страстей, к которым приводят все чувства на пяти других панелях. Кроме того, неясно, снимает дама ожерелье или надевает его, отдается страстям или отвергает их, а ведь от этого зависит символическое значение панно.

    4«Жизнь Людовика XIV»

    1 / 5

    Шарль Лебрён. Коронация Людовика XIV. Гобелен из серии «История короля». 1671 годCollection du Mobilier national

    2 / 5

    Шарль Лебрён. Людовик XIV посещает мануфактуру Гобеленов. Гобелен из серии «История короля». 1673 годPlace d'Armes Château de Versailles

    3 / 5

    Шарль Лебрён. Строительство Дома инвалидов. Гобелен из серии «История короля». 1674 годGrand Palais Château de Versailles

    4 / 5

    Шарль Лебрён. Поражение испанской армии у канала Брюгге. Гобелен из серии «История короля». 1675 годGalerie Deroyan

    5 / 5

    Шарль Лебрён. Взятие города Лилля. Гобелен из серии «История короля». 1676 годCollection du Mobilier national

    В XVII веке центр производства шпалер переместился из Фландрии во Францию. В 1662 году была основана мануфактура гобеленов в Париже: одним из основных заказчиков был сам король Людовик XIV. Особенно популярные были ковры, изображающие мифологические, аллегорические и исторические сцены, пышные и яркие. Они отвечали как общему направ­лению искусства барокко, так и настроениям, царившим при французском дворе того времени.

    В какой-то момент министр финансов Жан-Батист Кольбер, среди прочего известный благодаря роману Александра Дюма «Виконт де Бражелон», и художник Шарль Лебрён, также бывший директором мануфактуры Гобе­ленов, решили запечатлеть на шпалерах события из жизни не Константина или Карла Великого, а ныне здравствующего монарха. Так появился цикл из 14 шпалер, известный под общим названием «История короля». Цикл начинается «Коронацией Людовика XIV», а заканчивается осадой города Доль. Впрочем, на панно изображены на только военные и дипломати­ческие события: одна из шпалер запечатлела посещение Людовиком мануфактуры Гобеленов в Париже 15 октября 1667 года. 

    Дата визита выбрана не случайно: именно в 1667 году мануфактура братьев Гобелен была преобразована Кольбером в Королевскую мануфактуру гобеленов и мебели. Там производились не только шпалеры, но и самые разные предметы роскоши, которые поставлялись ко двору и были недоступны рядовым францу­зам. Включив в цикл сюжет с посещением королем ману­фактуры, авторы сделали производство шпалер частью истории Франции.

    На шпалерах этого цикла главные сцены помещены в пышные цветочные бордюры, похожие на рамы у картин. В эпоху классицизма среди живописных жанров и видов искусства выстраивается определенная иерархия: историческая живопись выше натюрморта, а архитектура важнее, чем декоративно-приклад­ное искусство. Поэтому шпалеры все больше напоминают картины — более ценные, чем образцы декоративно-прикладного искусства. 

    5Уильям Моррис. «Поклонение волхвов»
    Шпалера «Поклонение волхвов» фирмы William Morris & Co. 1890 год Государственный Эрмитаж

    Уильям Моррис, автор картона к этому гобелену, был одним из самых ярких прерафаэлитов  Движение прерафаэлитов — направление в английской поэзии и живописи второй половины XIX века. В 1848 году художники Данте Россетти, Джон Эверетт Милле и Xолман Хант основали «Братство прерафаэлитов». Целью членов общества была борьба с условностями Викториан­ской эпохи, академическими традициями и бессмыслен­­ным подражанием классическим образцам.. Художник, поэт, основатель издательства Kelmscott Press и сооснователь знаменитого «Движения искусств и ремесел», Моррис сделал все возможное и невозможное, чтобы возродить искусство средне­вековой таписсерии. 

    Мальчик из богатой эссекской семьи (его отец занимался финансами), в 1852 году он отправился учиться в Оксфорд. Там он познакомился с Эдвардом Бёрном-Джонсом, Джоном Рёскином и другими энтузиастами средневековой истории и искусства. Вскоре, вместо того чтобы делать академическую карьеру, он стал изучать секреты ручного ткачества, мешать краски для пряжи, рисовать орнаменты и картоны для шпалер осно­ванной им фирмы Morris, Marshall, Faulkner & Co.

    В 1886 году Джон Лайтфут, ректор Эксетер-колледжа в Оксфорде, предложил своим бывшим студентам Уильяму Моррису и Эдварду Бёрну-Джонсу создать эскизы для шпалеры, которая украсит капеллу колледжа. Те с радостью согла­сились, и в 1887 году Бёрн-Джонс написал акварельный эскиз под названием «Вифлеемская звезда». По эскизу был сделан картон в натуральную величину. Моррис и Джон Дирл изменили некоторые цветовые сочетания и пририсовали цветы и детали фона, после чего к работе приступили три ткача. В 1890 году шпалера была окончена, но Лайтфут к тому моменту уже умер.

    Моррис восхищался средневековыми шпалерами, и его «Поклонение волхвов» стало декларацией возрождения средневекового ремесла, утраченного в про­цессе технической революции. После первого заказа для Эксетер-колледжа в мастерской Морриса было выткано девять повторений шпалеры. Среди заказчиков были английский поэт Уилфрид Блант, Университет Манчестера, Итон-колледж, Музей искусства и ремесла Гамбурга. Шпалера, которую сегодня можно увидеть на выставке в Эрмитаже, была заказана в 1902 году коллекционером Сергеем Щукиным и до 1917 года находилась в его москов­ском особняке. В 1940-х годах, после закрытия Музея нового западного искусства, она поступила в Эрмитаж.

    Сюжет поклонения волхвов часто встречается в позднеготическом шпалерном ткачестве. Как и шпалеры, созданные в период позднего Средневековья, работа Морриса и Бёрна-Джонса полна символов. Мы видим Иосифа, который встре­чает волхвов. У его ног лежит топор — символ его профессии, профессии плот­ника. Рядом Дева Мария с младенцем и архангел Гавриил в одежде, вытканной золотыми и серебря­ными нитями. Эта ткань очень похожа на европейские ткани XIV века, изображаю­щие крылатых сфинксов в сиянии распростертых крыльев.

    Вот волхвы. Каспар в просторных одеждах, намекающих на его восточное происхождение. Рыцарь Мельхиор — европеец среднего возраста, чей образ напоминает о Крестовых походах. Африканец Бальтазар в капюшоне, край которого украшен вышивкой с изображением срубленной ветви, пустившей ростки (символ успения и воскрешения). Вокруг фигур — множество других символических изображений. Розовый куст за спиной Иосифа и щеглы на ветвях символизируют Деву Марию. Под ногами у героев ковер из цветов: анемоны означают страдание, красные капельки на них — кровь Христа и мучеников, пострадавших за веру. Календула — афродизиак, тюльпаны — бренность земной красоты, голубой нарцисс — чистота и величие Девы Марии, фиалка и ирис — также символы Богоматери, красная гвоздика — кровь Христа и символ отваги. В центре у ног архангела мы видим корону в окружении цветов: это предсказа­ние и намек на то, что в будущем Мария вознесется на небо и будет коронована. 

    Arzamas благодарит Татьяну Лехович за помощь в подготовке материала.

    Источники

    • Bremer-David C. Woven Gold: Tapestries of Louis XIV.

      Los Angeles, 2015.

    • Einhorn J. W. Das Einhorn als Sinnzeichen des Todes: die Parabel vom Mann im Abgrund.

      Berlin; New York, 1972.

    • Fairclough O., Leary E. Textiles by William Morris and Morris & Co. 1861–1940.

      London, 1981.

    • Friedlander P. Documents of Dying Paganism. Textiles of Late Antiquity in Washington.

      University of California Press, 1945.

    • Hicks C. The Bayeux Tapestry. The Life Story of a Masterpiece.

      London, 2011.

    • Monsour M. «The Lady with the Unicorn».

      Gazette Des Beaux Arts. 141. 1999.

    • Nordenfalk C. The Five Senses in Late Medieval and Renaissance Art.

      Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. Vol. 48. 1985.

    • Tyler W. R. Fragments of an Early Christian Tapestry.

      Bulletin of the Fogg Art Museum. Vol. 9. № 1. 1939.

    микрорубрики

    Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

    Архив

    arzamas.academy

    Шпалеры - это... Что такое Шпалеры?

            стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уто́чного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утк_а (шерсть, шёлк, иногда металлич. золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для Ш. рубчатую фактуру. Каждая уто́чная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани). В зависимости от типа станка различаются 2 вида Ш.: готлис — вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для Ш. служит картон — живописный эскиз в размере ковра.

             Производство Ш. возникло в Западной Европе в 12—13 вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые Ш. представляют собой образцы монументально-декоративного искусства [«Анжерский апокалипсис» — 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола́ Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорической серии «Дама с единорогом», кон. 15 — нач. 16 вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу «мильфлёров» — Ш. с фоном, сплошь затканным кустиками цветов].

             Основные центры средневекового шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца 15 в. — Брюссель, где в начале 16 в. была исполнена для Ватикана серия «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля, в 17 в. — серии Ш. по картонам П. П. Рубенса. С середины 17 в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне). Излюбленные темы Ш. 17—18 вв.— мифология, и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи («вердюры»). В 18—19 вв. шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой Ш. Декоративные принципы Ш. возрождаются в середине 20 в. в творчестве Ж. Люрса и др.

             В России производство Ш. началось при Петре I. В 1717 в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859), одна из первых работ которой—«Полтавская баталия» по картону Л. Каравака (Эрмитаж, Ленинград). Расцвет деятельности мануфактуры — 2-я половина 18 — начало 19 вв. В рус. Ш. эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров («Диана» и «Сатурн» из т. н. «Гурьевского гарнитура», 1805—06, музеи в Павловске и Гатчине). Основные собрания Ш. в СССР сосредоточены в Эрмитаже (Ленинград), в Русском музее (Ленинград) и в музеях Московского Кремля.

             Лит.: Бирюкова Н., Французские шпалеры конца XV — XX века в собрании Эрмитажа. [Каталог], Л., 1974; Коршунова Т., Ясинская И., Русские шпалеры, Л., 1975; Gübel Н., Wandteppiche, Tl 2, Bd 1—2, Lpz.— В., 1928.

             Г. А. Ecunoва.

    dic.academic.ru

    «Шпалера и пергола это одно и тоже?» – Яндекс.Знатоки

    Зачастую под этими словами подразумевают одно и то же, когда речь об организации места для вьющихся растений в саду. Ведь и шпалера и пергола имеют решетчатую (сетчатую) структуру, по которой отлично плетутся растения.

    Но они все-таки имеют разное значение:

    • Шпалера — решётка, служащая опорой для растений. (Источник)
    • Пергола — навес первоначально из вьющихся растений для защиты прохода или террасы от палящего солнца. Опора перголы состоит из повторяющихся секций арок, соединённых между собой поперечными брусьями. Пергола может быть как отдельно стоящим сооружением, так и частью здания, закрывающим открытые террасы. (Источник)

    Т.е. шпалера - это просто вертикальная решетка, а пергола - строение.

    Для примера посмотрите разницу на фото

    Шпалера:

    Пергола:

    yandex.ru


    Смотрите также


    Телефоны:
    Санкт-Петербург
    +7 (921) 442-69-72
    Старая Русса
    +7 (81652) 327-90