Сады Старой Руссы
Саженцы Садоводство Ярмарки Старая Русса
Главная » Каталог

Каталог саженцев и посадочного материала «Садов Старой Руссы»

Вырезание по дереву для начинающих


Рельефная резьба по дереву для начинающих: базовые принципы

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Перенос рисунка

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Вырезание основного контура

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм/угол 60°). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

Выборка фона

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

Проработка основной композиции

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм/угол 45°) или #16 (ширина лезвия 6 мм/угол 35°).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм. Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Резьба листа

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

Детализация черт лица

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Детализация шерсти

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

woodschool.ru

инструменты для работы, мастер-класс обучения вырезанию по дереву

С древних времён люди стремились украшать свой быт. Неизвестно, кому впервые пришла мысль вырезать первый узор на дереве. Резьба сегодня не столь популярна, как компьютерные технологии, но по-прежнему ценится у любителей прекрасного. Научиться древнему ремеслу можно, приложив старания и поближе познакомившись с ним.

Классификация видов резьбы

Наравне с керамикой дерево всегда было одним из основных источников надёжного материала для бытовых нужд человека. Деревянная посуда и орудия труда до сих пор востребованы в повседневной жизни. Опытные домохозяйки стараются окружить себя не только удобной, но и красивой посудой. Замысловатые узоры и украшения до сих пор не теряют популярности.

Приобрести такую посуду сегодня несложно, но все люди разные, поэтому многим хочется, чтобы индивидуальность была во всём. Такое стремление побуждает взяться за резку по дереву своими руками. Начинающих в прикладном искусстве ждут большие трудности, но они преодолимы трудолюбием и старанием.

Основные направления

Начинать лучше всего с азов. Вот основные виды деревянного резного творчества:

  • Скульптура. Фигурки из древесины есть в большинстве музеев художественного прикладного искусства. Это разные зверушки, игрушки, бытовые сценки и многое другое. Очень популярны резные маски из твёрдых пород в Африке и на других континентах.
  • Токарная резьба. Точённые из древесины предметы давно стали неотъемлемой частью культуры многих народов. Матрёшка часто ассоциируется с Россией, как чёрные шаманские маски с Африкой. Посуда, кубки, подсвечники, детали мебели — это далеко не полный перечень применения токарных изделий.
  • Рельефная. Один из самых распространённых видов этого искусства. Резчики любят этот приём из-за больших возможностей и многочисленной вариативности применения.
  • Геометрическая. Самый простой вид деревянного искусства. Именно с него чаще всего начинают обучение вырезанию по дереву. Начинающих мастеров привлекают простота этого вида и многократное повторение элементов, что позволяет натренировать специфические навыки и терпение.
  • Ажурная. Простой лобзик в руках мастера становится волшебной палочкой. С его помощью такие умельцы делают удивительные произведения. Очень востребован этот вид искусства был в архитектуре позапрошлого и прошлого века. До сих пор в старых селениях можно встретить резные карнизы и ставни окон.

Это основные виды, но далеко не все. Например, деревянная игрушка — это вполне самостоятельный вид художественных работ по дереву. Есть и более сложные виды подобного творчества: инкрустация, интарсия и многие другие.

Оборудование рабочего места

Решившиеся на освоение нового дела обычно начинают с приготовлений всего, что понадобится для работы. Новичок должен знать, что без основательной подготовки процесс обучения обречён на неудачу. Научиться резьбе по дереву можно, приложив много стараний. Вот что понадобится для комфортной работы:

  • Верстак. Основное рабочее место. Это может быть крепкий стол, но специальный верстак намного лучше. На нём есть всё необходимое, что может значительно облегчить процесс обучения.
  • Освещение. Работа резчика очень кропотливая, поэтому необходимо хорошее освещение. Лучше всего — солнечный свет, в вечернее время — электрические лампочки достаточной мощности.
  • Вентиляция. Работа с деревом связана с наличием стружки, а при шлифовании — это мелкая пыль. Чтобы не дышать загрязнённым воздухом, нужна хорошая вентиляция.
  • Инструменты. По дереву режут специальными резцами из высококачественной стали. Выбору инструмента уделяется особое внимание. От него зависит не только качество работ, но и здоровье резчика. Пораниться некачественным инструментом намного проще, чем надёжным и проверенным.

Многие мастера делают резцы для работ самостоятельно или заказывают их у проверенных производителей. Сегодня в розничной торговле встречаются разные наборы для резьбы по дереву. Однако качество таких инструментов часто далеко от идеала, поэтому важно отнестись к выбору инструмента со всей серьёзностью.

При выборе учитывается также вид творчества, который решено освоить. Для выжигания будет нужен специальный прибор. Для рельефной и скульптурной вырезки понадобятся большие резцы. Многие из них должны иметь разную конфигурацию и длину лезвия. Для геометрических орнаментов обычно используют маленькие резцы разной толщины и формы цевья.

Какой бы вид ни было решено начать осваивать, стоит познакомиться с основными формами резцов:

  • Прямые стамески. Для вырезания прямых линий и выборки фона.
  • Косые резцы. Для прорезки угловых орнаментов.
  • Полукруглые стамески. Для работ с овальными элементами.
  • Трёхгранники. Для прорезания трёхгранных канавок.
  • Клюкорезы. Для выборки овальных канавок разной глубины и конфигурации.

Любой вид инструмента для резьбы по дереву может иметь разную толщину, ширину и форму рукоятки. К выбору подходящего хорошие мастера относятся очень серьёзно. От этого выбора зависит качество работ и производительность.

Практические советы

Когда всё готово к работам, не терпится взять резец и сделать первый надрез на отшлифованной доске. Однако не стоит спешить. Стоит помнить, что резьба по дереву — это небезопасный вид искусства. Начинающим мастерам стоит помнить о правилах техники безопасности. Вот основные из них:

  • Нельзя работать тупыми и неисправными резцами.
  • Рабочее место должно быть хорошо освещено и проветриваться.
  • У каждого инструмента должно быть своё место на рабочем столе. Нельзя оставлять резцы на столе, не воткнув их в специальную подставку.
  • Нельзя оставлять детей без присмотра у рабочего места.
  • Нельзя направлять движение острой части резца в сторону опорной руки или других частей тела.
  • При работах по выемке фона изделие должно быть надёжно закреплено на рабочей поверхности.
  • При порезе надо сразу обработать рану антисептиком и наложить повязку.

Соблюдая основные правила, новички обезопасят себя и близких от лишних огорчений и проблем. Важно помнить, что любое творчество не терпит спешки и суеты, поэтому основательность поможет быстрее стать настоящим мастером.

Усвоив правила безопасности, приступают к выбору композиции, орнамента или узора. Для этого используют разные самоучители, другие источники. Затем выбранный рисунок переносят на доску. Предварительно её хорошо шлифуют. После нанесения картины карандашом желательно все линии продавить шилом. Во время работы карандашные пометки стираются.

Дальше приступают к прорезке орнамента. На этом этапе важно приучить себя выполнять сразу все однообразные операции. Например, многие узоры состоят из одинаковых элементов, поэтому прорезая их сразу все, можно добиться более быстрого усвоения правильной техники резьбы. При таком подходе рука быстрее привыкает к нужному наклону и нажиму резца. От этого качество работы становится выше.

Все работы выполняются только хорошо наточенными резцами, поэтому постоянно нужна заправка лезвий. Для этого хорошо подходят специальные заточные бруски или наждачная бумага мелкой зернистости. Научится правильно заправлять инструменты не менее важно, чем правильно ими пользоваться. От этого зависит эффективность всего обучения.

После окончания резьбы работу подвергают дополнительной обработке. Кто-то использует керн для простукивания выбранного фона. Кто-то добавляет инкрустацию бисером или другими материалами. Иногда шлифуют и обрабатывают тонирующими смесями. Это может быть нитролак, тонировка или простое льняное, конопляное или другое растительное масло. В конечном итоге работа приобретает привлекательный вид.

Приложив усилия и немалое терпение, начинающие мастера смогут насладиться созерцанием первых своих произведений. Кто-то решит, что это ему не подходит, а кто-то найдёт своё призвание. В любом случае освоение нового обогащает личный опыт и делает жизнь интереснее.

redsol.ru

Инструменты для резьбы по дереву для начинающих и профессионалов

Инструмент для резьбы по дереву нужно тщательно подбирать. Резьба по дереву как вид декоративно-прикладного творчества имеет многовековую историю, и обеспечила человечество настоящими шедеврами. В домашних условиях тоже можно создать произведения искусства, да и просто разнообразить интерьер. Хотя и появились некоторые современные модели с электрическим приводом (например, бормашина для резьбы по дереву), в целом инструмент сохраняет традиции и предназначен в основном для кропотливого ручного труда.

Различные виды стамесок для резьбы по дереву Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Главные инструменты резчика

Резьба по дереву — это обработка древесины с целью придания ей особой формы или изготовление на ней рельефа. Можно выделить следующие основные типы таких операций:

  1. В сквозной тип обработки входит пропильная и прорезная резьба по дереву. Пропильная разновидность осуществляется лобзиком или пилкой. Прорезной вид заключается в сквозном пробивании дерева с помощью стамески или резцами, когда используется станок для резки по дереву. На деревянном изделии возникает узор, почему этот тип резьбы еще называют ажурным.

    Пример шкатулки выполненной прорезной резьбой

  2. Плосковыемчатый тип подразумевает создание рисунка, углубленного по отношению к основному фону. Отмечаются такие разновидности этого типа: контурная резьба, скобчатая, геометрическая и на черном фоне. Контурный подвид выполняется в форме канавки разной формы с применением резцов, угловой или полукруглой стамески, ножом. Скобчатая резьба осуществляется однотипным элементом в виде скобки при помощи полукруглой стамески.
  3. Рельефный тип характерен для резных панно, а элементы в нем приподняты по отношению к основному фону. Основной инструмент — стамески разной формы. Особо выделяется кудринская резьба, отличающаяся своеобразными кудрями из цветочных гирлянд.

    Пример выполнения рельефной резьбы по дереву

  4. Скульптурный тип резьбы выделяется созданием объемных форм в виде деревянных скульптур. В создании таких произведений задействуется весь арсенал инструмента. В последнее время для этого типа творчества нередко используется пантограф для резьбы.
  5. Домовая резьба предназначена для украшательства деревянных домов и всегда популярна. При ее осуществлении используются практически все рассмотренные типы обработки. Домовая разновидность предусматривает значительные площади, большие габариты. Шаблоны для домовой резьбы

    Для того чтобы сделать такую работу, применяется инструмент для резьбы по дереву как основного типа, так и вспомогательный, а то и плотницкий.

Вернуться к оглавлению

Принципы использования инструмента

При выполнении резьбы по дереву осуществляются следующие работы: сверление, выпиливание, вырезание и выдалбливание. Для создания качественного изделия невозможно обойтись без измерительных инструментов.

В процессе работ возникает необходимость во вспомогательном инструменте или приспособлениях, помогающих фиксировать заготовку, ограничивать степень воздействия.

Характер работы и обуславливает выбор необходимого инструмента. Исторически сложилось, что самые лучшие образцы выполняются с помощью ручного инструмента, однако современная тенденция к механизации и автоматизации труда не обошла и эту область деятельности.

Комплект всевозможных резцов для резьбы по дереву

В продаже имеется целый ряд станков, мини-дрелей (бормашин), ручных фрезеров для резьбы, электролобзиков, шлифовальных машин и т.д. Сделать определенные изделия можно вообще в автоматическом режиме при помощи копировально-фрезерных устройств (пантограф).

Вернуться к оглавлению

Какие применяются виды ножей

Одним из первостепенных режущих инструментов, применяемых для художественной резьбы по дереву, являются ножи для резьбы по дереву разной конструкции и назначения. Выделяются следующие виды ножей:

  1. Нож-резак. Считается основным инструментом резчика и применяется при проведении любых работ. Он может иметь разную длину лезвия, рукоятки и даже обладать различной формой. Важнейшее отличие — режущий угол составляет 35º.

    Размеры и угол наклона лезвия ножа-резака

  2. Нож-косяк. Находит применение в плоскорельефной резьбе и ажурной для создания протяженных прямых линий, формирования овала контура и обработки боков выемок. Основные размеры: угол режущих фасок — 20º, угол скоса лезвия — 35-60º, длина лезвия — 35-80 мм, ширина лезвия — 6-45 мм, длина ручки — 90-160 мм.
  3. Богородский нож. Предназначен для скульптурного типа резьбы. Длина его лезвия находится в пределах 25-90 мм, а ширина — 10-25 мм.
  4. Вспомогательные ножи нужны для определенных работ. Есть ножи, которые позволяют сделать криволинейную доводку объемного рельефа, другие предназначены для правки прорезной резьбы.
Вернуться к оглавлению

Какие стамески нужны при работе

Безусловно, основными инструментами ручной работы являются стамески для резьбы по дереву. К наиболее распространенным видам стамесок относится следующий инструмент:

  1. Прямой тип: используется в качестве вспомогательного инструмента.
  2. Полукруглый тип: основная разновидность стамесок, которая необходима при любых видах работ. Выделяются отлогие, средние и круглые варианты.
  3. Клюкарзы. Имеют изогнутую рабочую часть, различаются плоская, уголковая и полукруглая разновидности.

    Процесс резьбы клюкарезом

  4. Церазики. По виду похожи на полукруглый тип, но предназначены для резки тонких канавок — для этого ширина полотна составляет 2-3 мм.
  5. Рейсмусы или уголковые стамески. Применяются для вырезания V-образной канавки и осуществления контурного резания. Такие резцы для резьбы по дереву имеет угол между рабочими режущими ножами 55-75º.
  6. Штихель имеет грибовидную ручку, а угол загиба составляет 15º. Инструмент предназначен для изготовления различных канавок.

    Так выглядят штихеля различного размера для резьбы по дереву

  7. Клепики: заточка рабочей кромки произведена в виде меча или листочка, а используется для обработки основного фона на участках, где не проходят другие стамески.
  8. Ноготок — разновидность стамески-клепика с заточкой в виде ногтя, применяется для обработки в труднодоступных местах, а также при проведении скобчатой резьбы.
Вернуться к оглавлению

Какой инструмент еще можно использовать

Помимо основных рассмотренных устройств при проведении работ применяются дополнительные инструменты, позволяющие осуществлять специфические работы.

Обычно применяется такой дополнительный инструмент для резьбы по дереву:

  1. Ложечники или ложечные ножи: обычно представляют собой заостренное кольцо, приваренное к стальному прутку, который вставляется в рукоятку — находят применение для удаления скопившихся опилок в углублениях, а также для шлифовки внутренних стенок больших выемок, например, при резке посуды.
  2. Чеканы и пуансоны: прочные металлические стержни с определенным рисунком на торце. Наиболее распространены при создании основного фона.


При резьбе по дереву на значительных площадях используется также различный вспомогательный инструмент:

  1. Для сверлильных работ: буравчики, коловороты, ручные дрели.
  2. При пилении: ножовка, ножовка по металлу, лобзик, двуручная пила.
  3. Вспомогательные приспособления: киянка, скобель, стусло, струбцины, тиски, различные зажимы, молоток.

Для проведения измерений и разметки находит применение следующий инструмент: линейка, угольник, транспортир, ярунок, малка, отвес, юстир, уровень, кронциркуль, штангенциркуль, нутромер, рейсмус, циркуль, рулетка.

Вернуться к оглавлению

Использование современной техники

Одним из лучших вариантов современной техники можно считать бормашину для резьбы по дереву или мини-дрель. С помощью такого устройства можно сверлить под разным углом, для чего рабочий орган имеет гибкую связь. Небольшие размеры бура и регулировка его вылета и скорости позволяют производить тонкую выборку древесины. При использовании войлочных насадок можно осуществить шлифование поверхности выемок.

Шагом вперед в направлении превращения резьбы по дереву в прибыльный бизнес является создание копировально-фрезерных станков.

Такой автоматизированный инструмент для резьбы позволяет вырезать любые формы на дереве в формате 3D. Этот станок для резьбы по дереву или пантограф, снабженный компьютерной «начинкой», может с помощью следящей системы создавать деревянные панно и скульптуры.

Для начинающих заниматься резьбой по дереву предлагается основной, дополнительный и вспомогательный инструмент, способный в полной мере обеспечить весь процесс в ручном режиме. Если возникает стремление организовать соответствующий масштабный бизнес, то для этого предлагаются станки и автоматизированное оборудование.

proekt-sam.ru

Трафареты и шаблоны для резьбы по дереву

Рассмотрим, что такое трафареты для резьбы по дереву, как их можно применять и какие они. Сегодня это древнее ремесло увлекает многих, но это достаточно сложное и кропотливое занятие, для которого нужен не только талант, но и художественные навыки. Если все необходимое для этого дела приобретено и известно, как работать с каждым из инструментов, то определяются с рисунком.

Узор трафарета для нанесения рисунка на дерево

Но не всегда возможно выбрать и нарисовать нужный. В этом случае приобретают трафареты для резьбы по дереву, которые помогают начинающему мастеру все правильно выполнить.

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Виды трафаретов

Рассмотрим, что такое трафарет. Это приспособление, помогающее нанести узор или идентичные символы на поверхность. Например шаблоны для резьбы наличников из дерева занимают особенное место в этой нише, так как они производятся специально для того, чтобы мастер мог выполнить сложные работы, предназначенные для украшения интерьера дома и внешних стен.

Трафаретов для резьбы по дереву лобзиком существуют для следующих предметов интерьера:

Трафарет со сложным узором для резьбы

Это специализированные шаблоны, именно по ним создаются объемные орнаменты и узоры. Они значительно облегчают поставленную задачу изменения внешнего вида интерьера. Ведь не приходится искать трафарет, а его можно просто скачать или заказать через всемирную сеть. А после создать свой шедевр.

Вернуться к оглавлению

Как выбрать и где найти трафарет

Существует большое количество различных шаблонов для резьбы по дереву для начинающих: от простых орнаментов до скульптурной резьбы животного, птицы, человека или целой картины. Делая выбор, необходимо помнить о следующих правилах:

  • если инструменты для резьбы держат в руках впервые, то не приобретают шаблон старинной картины или гравюры, так как работать по нему достаточно трудно и можно испортить исходный материал;
  • для определенного вида резьбы существуют свои трафареты;
  • чтобы работу выполнить аккуратно, все линии на исходный материал переносят точно.

Многие старые издания (дореволюционные) — и российские, и зарубежные — имели иллюстрации гравюр, рисунков, узоров, орнаментов и других декоративных элементов из дерева.

Стильный орнамент трафарета для резьбы

А в наше время это доступно через электронные библиотеки, которые публикуют полные издания. Поэтому можно заглянуть в эти редкие публикации и «взять вдохновение» оттуда. Художник, декоратор, дизайнер или резчик по дереву оценит такой источник информации, так как он дает понять и почувствовать не только минувшую эпоху, но и дух того времени. Ведь именно тогда все производили вручную, а предметы украшали причудливыми узорами.

Перед выбором рисунка сопоставляют размеры заготовки и изображения. Для правильного и хорошего прочтения необходимо помнить следующие моменты:

  • если изделие крупное, то не выбирают ажурный или мелкий орнамент;
  • для мелкого не подходит крупный рисунок;
  • нужно соблюдать пропорции.
Подборка различных геометрических узоров для резьбы

Все это касается не только растительного узора, но и изображения животного, птицы и этнического орнамента.

Вернуться к оглавлению

Виды резьбы

Существуют следующие методы обработки дерева:

Рассмотрим первый из них. Его не применяют часто, так как это особенная техника, обучение длится несколько лет. Фактически в процессе работы полностью удаляется фон, подложка или задний план. Поэтому на готовом изделии орнамент воздушный. В качестве заготовки применяют древесину пихты, липы, сосны или ели. А от выбранного инструмента зависит технология выполнения.

Если собираются применить лобзик, то сначала высверливают отверстия (по шаблону), в которые помогут ввести полотно пилки.

Эта методика считается легкой, но при ее исполнении возможны неточности и ошибки.

Скамейка для дачи выполненная прорезной резьбой

Еще можно использовать электрический ручной фрезер, который качественно обработает грани орнамента, но для этого необходимы определенные знания и опыт. Но этот вид резьбы применим не только на изделиях маленького размера, так как есть мастера этого дела, работающие бензопилами.

А другие выпиливают узоры лобзиком или выжигают, применив станок. Последний метод более продуктивный. А станок для выжигания можно сделать самостоятельно. Для него нужны следующие предметы:

  • нихромовая проволока;
  • понижающий трансформатор;
  • регулятор накала.

Прожигание заготовки производится аккуратно и точно. В некоторых случаях применяется лазерная резка, но оборудование для нее стоит дорого. У этого метода есть большой плюс — он достаточно точен и эффективен для прорезной резьбы. Применив эскизы для резьбы, можно получить необычные и выразительные изделия, которые подчеркнут индивидуализм мастера.


При рассматривании готовых работ, можно заметить, что применена не одна техника исполнения, а минимум две. Это можно увидеть в причудливых узорах, размещенных на домах, где плоскорельефная резьба сочетается с прорезной, поэтому необходимо работать в нескольких направлениях одновременно. А главное, иметь фантазию и творческий подход к любому делу, и тогда все всегда получится.

proekt-sam.ru

эскизы и рисунки для начинающих

Рассмотрим, что такое плоскорельефная резьба по дереву, какие виды еще существуют и что для их выполнения необходимо. Издавна изделия из этого материала вошли в жизнь человека (от игрушек до домов). А создавая деревянные предметы, пытаются показать их природную красоту. Резьба является одним из первых украшений, которую наносили на ограды, посуду, шкатулки, мебель и др. Но для выполнения каждого предмета использовали различную технику.

Картина выполненная плоскорельефной резьбой

Например, для отделки дома, мебели или посуды применяли прорезную или ажурную резьбу, а во время украшения корабля, резных балясин для лестницы, сувенира или игрушки — скульптурную резьбу.

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Материал для работ и виды резьбы

Вначале рассмотрим, какие породы дерева можно использовать для этого увлекательного занятия. Для начинающих лучше выбрать мягкие породы. Существуют следующие сорта древесины:

  • твердые — бук, орех, дуб, ясень;
  • очень твердые — акация, тис, граб;
  • мягкие — осина, липа, сосна.

Для того, чтобы выполнить треугольно-выемчатую резьбу, необходимо иметь:

Существуют следующие виды резьбы:

  1. Плоскорельефная — предполагает расположение узора и фона в одной плоскости. Абрамцево-кудринская резьба и паргори являются ее видами.
  2. Пропильная — считается продолжением предыдущей, так как изображение выпиливают лобзиком и его украшением является сетка.

    Пример наличников выполненных пропильной резьбой

  3. Прорезная — ее применяют для плоских элементов, а некоторые участки фона удаляют.

Плоскорельефная имеет подвиды:

  1. Резьба с заоваленным конуром — с интересной игрой светотени, которая выходит за счет сочетания более крутого закругления (со стороны узора) и полого (от фона).
  2. С подушечным или подобранным фоном — почти то же, что и с контуром, но с той разницей, что фон не плоский, а иногда расположен ниже самого орнамента. Узор как бы наложен на плоскость. А фон в этом случае делают чеканкой.
Вернуться к оглавлению

Как подготовить основу и начать работу

В основном резьба по дереву для начинающих — это сложная работа, требующая определенных навыков и знаний. Для того, чтобы все выполнить правильно, необходимо уметь пользоваться инструментами. Обработка основы начинается с работ по подготовке древесины под резьбу.

Пример покрытой лаком дощечки для кухни

Вначале его необходимо выстрогать, а если фон из светлого дерева, то это делают рубанком. А для темного фона композиции заготовку тонируют. Для получения блестящей поверхности дерево покрывают лаком, в этом случае употребляют черный цвет, после его высыхания производят полировку политурой.

При использовании таких красителей, как темпера, тушь, протравы, акварели и др. подобных красителей, поверхность остается матовой или покрывается светлым лаком и полируется. Для закрепления заготовки ее зажимают в верстаке. Для этого используют зажимы станка или державки (дощечки, которые охватывают и удерживают заготовку). Плоскорельефная резьба позволяет выполнить растительный узор, барельеф животного, птицы или человека.

Когда производится резьба по дереву, рисунки выбирают из специальных книг, журналов или альбомов. Для правильного выполнения орнамента его переносят, применив кальку или копирку. Лучше сначала применить прозрачную бумагу, которую расчерчивают на квадратики. Их размер зависит от размеров узора оригинала. Если необходимо его увеличить, то применяют пантограф. Орнамент для резьбы, возможно, увеличить в 2 или 4 раза.

Чтобы резьба по дереву, эскизы которой переносят на заготовку, была выполнена правильно, выбирают четверть или половину узора, складывают кальку по горизонтали и при надобности еще и по вертикали. После на нее переносят наброски орнамента или обводят контур. На одной стороне получают половину изображения, его перегибают, и выходит цельное.

Изготовление эскиза рисунка для плоскорельефной резьбы

На деревянную заготовку его переносят любым из существующих методов. Главное, чтобы все свободные от прорезной резьбы детали размещались в месте, с красивой текстурой. А в остальных располагают элементы обрамления. Контуры узора обязательно должны совпадать с направлением волокна.

Вернуться к оглавлению

Техника выполнения

Основной инструмент — нож — необходимо зажать в кулаке, причем лезвием к себе. Придав некоторое усилие, проводят им по орнаменту. Нож по отношению к доске расположен немного наклонно. Так выполняют надрезание. После этого делают подрезку. Для этого нож держат в том же положении, но рука наклонена в другую сторону.

Придав некоторое усилие, делают подрезание уже выполненного контура. В этом случае выходит соломка (трехгранная). Скругления производят только одним углом стамески. Причем радиус при надобности меняется и зависит от ширины лезвия инструмента. Для отделения соломки действуют четко. Она должна сразу отделиться от заготовки. Иначе понадобится все делать заново, но вырезать придется глубже.

Для вырезания контурной канавки инструмент держат двумя руками.

При надобности ножом вырезают и окружности.


Для завитков используют полукруглую стамеску. Ее углубляют на 3 или 4 мм в дерево и поворачивают кисть, этим прокручивают все вокруг оси. Это делается до тех пор, пока линии не замкнутся. Это очень увлекательное занятие. Главное, разобраться, что к чему, и тогда все получится. В основном художественная резьба по дереву, фото работ которой можно найти в журналах, книгах и др. изданиях, древнее и красивое ремесло.

Сегодня оно возрождается и есть немало хороших современных мастеров этого дела.

proekt-sam.ru

Скульптурная резьба по дереву для начинающих: фото и видео

Скульптурная резьба по дереву даст возможность украсить квартиру, частный дом или же загородную дачу интересными работами, которые оживят интерьер. А еще это увлечение может принести мастеру определенный доход. Ведь искусство деревянной скульптуры имеет множество почитателей во всем мире.


Поэтому, если будущий мастер решил освоить эту профессию, ему следует получить как можно больше информации о художественной резьбе по дереву. Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Особенности скульптурной резьбы

Вырезать фигурки из дерева люди научились много тысяч лет назад. Сегодня это искусство так же популярно, как и на заре человеческой истории. Скульптурная резьба имеет множество поклонников по всему миру. В чем ее плюсы перед изготовлением скульптур из других материалов, например, камня? Этот вид искусства:

  • не требует большого помещения для работы;
  • позволяет без проблем находить нужный материал;
  • дает возможность покупать его недорого;
  • не отнимает у мастера много времени.

К тому же инструменты для работы можно найти без проблем, а при необходимости изготовить своими руками.

Набор инструментов для скульптурной резьбы

К тому же дерево как материал — более разноплановый, чем тот же камень, пластик или металл. Из него мастер может создать не только произведение искусства, но и красивые предметы быта. Украшенное резьбой кресло, декоративная полочка или затейливо вырезанный из красивого куска дерева корпус для часов станут украшением для дома или дачи. Или прекрасным подарком, ценность которого в том, что он сделан вручную мастером.

Освоивший навыки резьбы мастер может заняться украшением дома. Наличники на окнах, ставни, коньки на крыше или затейливые украшения на крыльце и веранде — все под силу резчику.

Плюс дерева как материала для резьбы еще и в том, что оно очень пластичное, его легко обрабатывать.

Процесс изготовления скульптуры из дерева

Из него можно вырезать и абстрактные скульптуры, и классические образы, и даже создавать композиции, в которых смешана обработанная и необработанная древесина.

Вернуться к оглавлению

Что нужно для работы

Из всех видов художественного искусства создание скульптур — самое сложное.

И не только потому, что оно трудоемкое и требует времени и физических усилий. Скульптор должен уметь видеть будущее произведение искусства в куске дерева. Как он это делает? Один из гениев Возрождения Микеланджело Буанаротти (1475-1564 гг.) сказал, что он просто берет материал и отсекает от него все лишнее.

Чтобы поступить так, одного воображение будет недостаточно. Нужны инструменты для резьбы по дереву, при помощи которых, собственно, и делается скульптурная резьба. Что же входит в арсенал мастера-резчика?
Это:

Разнообразная форма режущей части нужна для обработки выемок разной глубины и формы, а также при обработке поверхностей.

Начинающему мастеру можно приобрести готовые наборы инструментов для работы. По мере осваивания искусства резьбы по дереву он будет приспосабливать их под себя, оставляя лишнее и добирая недостающие. Некоторые специалисты делают инструмент сами, переделывая имеющиеся фабричные исходники или же заказывая у слесарей-инструментальщиков специальные резцы особой формы.

Для фиксации заготовок нужны тиски столярные из дерева и струбцины. Кроме того, понадобятся набор наждачной бумаги и средства для правки и заточки рабочего инструмента.

Если процесс создания деревянной скульптуры потребует специальной обработки поверхности, тогда будут нужны мягкие салфетки и материя для втирания воска и составов для придания материалу определенного цвета.

Вернуться к оглавлению

Организация рабочего места

Для занятий необходимо оборудовать особое место, с верстаком или рабочим столом. Над ним можно поместить полки и шкафчики для хранения инструментов, заготовок, средств для обработки древесины.

Обязательно должен быть направленный источник света, чтобы обеспечить полноценное освещение рабочего места. Опытные мастера советуют выбирать лампу белого цвета, без желтизны или других оттенков. «Разноцветное» освещение нарушит восприятие материала, не даст мастеру возможность видеть нюансы материала, его структуру и текстуры.

Верстак для резьбы по дереву

Обработка дерева связана с большим количеством мелкой пыли, поэтому оптимальным будет устроить над верстаком вытяжку. Она должна быть обязательно, если в процессе работы используются шлифовальные электрические инструменты.

Для сушки скульптур и других работ после пропитки специальными средствами можно оборудовать специальный сушильный шкаф с нагревательными элементами. Если же высушивание проходит естественным путем, нужно обеспечить хорошее проветривание помещения.

В некоторых случаях мастера используют открытый огонь для обработки поверхности материала. Это могут быть паяльная лампа или газовая горелка. Работа с пламенем должна вестись в месте, защищенном от возгорания. Рядом рекомендуется держать воду или огнетушитель.

Вернуться к оглавлению

Предварительная подготовка древесины

Для изготовления будущего шедевра можно взять непросушенную древесину.

Пошаговое изготовление резной деревянной скульптуры

На ней не должно быть сучков, отверстий, конечно, если их присутствие не вписывается в художественную концепцию произведения. Также материал должен быть без трещин, отверстий и сколов, кроме того, без следов деятельности червей-древоточцев.

Выбрав подходящий кусок дерева, мастер приступает к его подготовке для работы. Теслом или топориком с него снимается кора. Ее отделяют полосами, вдоль волокон, стараясь не повредить поверхность под нею. Некоторые мастера рекомендуют оставлять участки коры на концах заготовки (10-15 сантиметров с каждой стороны), чтобы сушка шла не так интенсивно. Это убережет дерево от растрескивания и деформации.

Торцы стволов покрывают слоем краски или олифы, можно использовать замазки. Главное — полностью покрыть поверхность, через которую интенсивно выходит влага. Поверх свежего покрытия приклеивают плотную бумагу.

Деревянная резная скульптура человека

После этого кусок древесины оставляют для просушки. Учитывая, что многие специалисты-резчики заготавливают материал впрок, нужно оборудовать специальное место для его хранения. Оно должно быть хорошо проветриваемым, без сырости и прямых солнечных лучей.

Сушка больших массивов длится около двух лет. Первое время заготовки лежат на открытом воздухе под навесом, без контакта с землей. Они должны хорошо проветриваться. После колоды переносят в помещение, где завершается процесс удаления влаги.

Дерево не должно быть полностью сухим. Оптимальным для резьбы по дереву считается содержание влаги в пределах 8-10 процентов.

Заготавливая материалы, мастер должен помнить, что в разное время года древесина имеет разную степень влажности. Максимум соков содержится в стволах и ветках, срубленных с июня по август, минимум — в заготовках, полученных с ноября по декабрь.

Вернуться к оглавлению

Способы удаления влаги и обработка

В разных регионах сушка древесины происходит по-разному, в зависимости от природных условий в первую очередь. Наши предки рекомендовали перед началом процесса делать запаривание материала. Для этого заготовку кладут в большую чугунную емкость, на дно которой наливается немного воды. Накрытую емкость ставили в русскую печь и оставляли на ночь.

В квартире печь заменит духовка. Чтобы запаривание было эффективным, в жидкость добавляют пищевую соль (5 столовых ложек на 1 литр воды). Сушка длится 3 часа при температуре около плюс 80 градусов Цельсия. После этого заготовка оставляется при комнатной температуре на 3 недели, чтобы влага покинула ее естественным путем. Чем тверже древесина, тем больше времени требуется для ее просушки. Яблоня или же груша выдерживаются около трех месяцев, а дубовые массивы — до двух лет.

Перед сушкой некоторые мастера вываривают материал в олифе. Этот способ хорош для небольших кусков дерева твердых пород. Благодаря этому они приобретают приятный коричневый цвет. А если сушить заготовку в речном песке, то она станет золотисто-коричневого цвета.

Для этого в большую емкость насыпают песок, на него кладут заготовку, сверху снова насыпают песок, затем снова кладут заготовку, так до самого верха. Емкость ставится в печь или духовку на прогревание. Чем сильнее огонь, тем более интенсивным будет цвет дерева.

Вернуться к оглавлению

Обработка готовых скульптур

После того, как работа над произведением завершена, ее нужно покрыть защитным слоем.

Покрытая лаком резная скульптура

Кроме того, в процессе обработки могут появиться мелкие трещины, которые тоже необходимо закрыть перед окончательной отделкой.

Полость нужно плотно заполнить замазкой из смеси бесцветного лака или столярного клея и пыли, оставшейся от обработки этого куска дерева. Второй вариант — заполнить трещину пластилином, аккуратно вынуть его (чтобы было легче, стенки посыпают тальком) и по имеющемуся слепку делают затычку.


Для придания дереву декоративного эффекта его можно покрыть красящим пигментом. Он пропитает материал и придаст ему приятный оттенок. Заключают процесс работы полировка и покрытие поверхности особым защитным лаком.

proekt-sam.ru

Объемная резьба по дереву: эскизы и фигуры

Создать объемные деревянные изделия не так уж и просто, поскольку аналогичный процесс является целой наукой, известной как объемная резьба по дереву. Древесина считается одним из древнейших материалов, используемых для изготовления различных объектов и построек. Подобное сырье достаточно практично и в меру надежно, а также обладает довольно хорошими характеристиками сохранения тепла.

Скульптура выполненная объемной резьбой

Кроме аналогичных критериев, дерево отличается и великолепными внешними качествами, что позволяет использовать его для создания разнообразных декоративных объектов.

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Назначение объемной резьбы и ее роль для стилистической направленности интерьера

Создание различных элементов декора путем выпиливания их из древесины является достаточно кропотливым и сложным занятием, требующим наличия определенного таланта.

Как любое направление искусства, подобный процесс считается творческим и может быть использован лишь людьми с определенным складом ума.

Другим же приходится только наслаждаться продуктами их труда, используя изделия в качестве украшений собственного дома или различных элементов декора.

Объемная резьба по дереву является одним из направлений декоративной обработки древесины, позволяющим создавать великолепные и яркие образы, способные лаконично вписаться в любой интерьер или стать красочным украшением веранды дачной бытовки. Однако работать с древесиной дано не каждому точно так же, как и писать картины. Кроме того, этому мастерству нужно долго и упорно учиться.

Создание же декоративной отделки из дерева является отличным решением, дающим возможность изготавливать элегантное покрытие, отличающееся не только внешними качествами, но и придающее помещению особую атмосферу.

Резные скульптуры для декорирования интерьера

Наилучшим решением будет обращение к профессионалам, которые создадут все необходимые образы и эскизы, а также в максимально сжатые сроки предоставят готовый результат.

Однако такой подход требует значительного вложения материальных средств и будет оправдан лишь при больших объемах работ. Создание же мелких деталей или негабаритных объектов лучше попытаться выполнить самостоятельно.

Пример изготовления необыкновенного объекта при помощи объемной резьбы по деревуВернуться к оглавлению

Структура работы и проведение подготовительных работ

Резьба по дереву для начинающих все же подразумевает наличие минимальных начальных навыков, основанных на умении работать с инструментом для резьбы и ухаживать за ним.

К тому же придание формы куску обыкновенной древесины является достаточно творческим занятием, требующим выверенного подхода и определенной точности. Исходя из этого проведение всей последовательности работ можно подразделить на этапы, различные по своей направленности и назначению. Выглядит этот перечень, в наилучшем виде описывающий структуру процесса, следующим образом:

  • подготовительные работы;
  • сбор инструмента;
  • непосредственное проведение резьбы;
  • обработка готового изделия.

Все эти категории работ в наилучшем виде и полностью описывают процедуру по созданию резных деревянных объектов.

Посуда выполненная объемной резьбой

Подготовительные работы заключаются в выборе древесины и изготовлении принципиальной схемы объекта. При этом оба направления являются крайне важными, поскольку от них в наибольшей степени зависит структура и сложность будущих работ.

Крупные масштабные объекты лучше всего вырезать из древесины мягких сортов, поскольку она более податливая и пластичная. В таких условиях наиболее подходящими сортами дерева являются ольха, липа, верба, тополь или сосна. В то время как для производства мелких деталей наилучшим решением будут твердые породы деревьев, наподобие дуба или клена.


Эскизы для резьбы по дереву требуют достаточно точные, поскольку чем тщательнее будет составлен проект объекта, тем естественнее он получится в реальности. Наилучшим решением для выполнение этой части работ является перенос визуальных характеристик будущего декора на бумагу или создание его глиняной копии. Для воплощения в жизнь этой задачи и понадобятся творческие данные, которые дадут возможность получить наиболее реалистичную копию. Объемная резьба по дереву для начинающихВернуться к оглавлению

Сбор инструмента и завершающие стадии проведения работ

Резьба по дереву для начинающих состоит из нескольких равноценных этапов, и следующим из них является подготовка инструмента. Следует сразу отметить, что для проведения подобных работ требуется достаточно специфическое оборудование.

Этими устройствами могут быть как различные деревообрабатывающие станки, так и обыкновенный инструмент, который найдется в хозяйстве у любого домашнего мастера. Раздобыть профессиональное оборудование для работы в домашних условиях практически нереально, поэтому про станки придется забыть и использовать различные подручные средства. При этом особого внимания требуют следующие экземпляры:

  • ножи различных размеров и форм;
  • набор стамесок;
  • напильники;
  • надфили;
  • наждачная бумага.
Поэтапное выполнение скульптуры объемной резьбой

В целом, объемная резьба по дереву может осуществляться с применением разнообразных инструментов. Главным критерием их выбора является удобство и навыки работы, а остальные качества придут во время работы.

Деревообрабатывающие станки являются наиболее эффективными средствами для объемной резьбы по дереву. Однако за их неимением проводить работы приходится вручную. Их структура заключается в первоначальном снятии больших участков поверхности, которые не пригодятся для дальнейшей работы. Для этого можно использовать любой грубый инструмент, начиная от ножовки и заканчивая лобзиком. В свою очередь, придание формы изделию осуществляется путем использования более тонких средств, таких как надфили или ножи.

Пример работы, сделанной путем объемной резьбы своими руками

Готовый объект проходит длительную шлифовку, позволяющую придать ему завершающие штрихи, и подвергается обработке различными средствами, продлевающими жизнь изделия.

Подобными средствами являются разнообразные лаки, морилки и краски, дающие возможность не только сохранить внешний вид объекта, но сделать его более ярким и красочным. После аналогичной обработки готовое изделие будет обладать максимальными качествами реалистичности, а его соответствие оригинальному объекту полностью зависит от таланта человека, воплощавшего эскизы в жизнь.

proekt-sam.ru


Смотрите также


Телефоны:
Санкт-Петербург
+7 (921) 442-69-72
Старая Русса
+7 (81652) 327-90